Восстановить храм в душах людей

0
77
о. Александр (Матвеев)

о. Александр (Матвеев)

Слободской, как и вся Россия, все больше возвращается к своим историческим корням и традициям. Сегодня многовековую историю нашего города, его архитектурное и культурное наследие сложно представить без Православия. Возрождаются храмы, монастыри, сюда все больше и больше приходит людей. Православная церковь заметно начинает играть все большую роль в духовном и нравственном воспитании общества, и что особенно важно — молодежи. О том, с какими трудностями сталкивается Церковь, на какие средства возрождаются храмы и каковы перспективы Православия на слободской земле, наше сегодняшнее интервью с Благочинным Слободского округа, настоятелем прихода Екатерининского кафедрального собора – протоиереем Александром (Матвеевым).— С Божьей помощью в этом году Священным Синодом принято решение о возобновлении работы и об открытии Христорождественского женского монастыря в Слободском. Сейчас назначена его настоятельница — игумения Феодосия (Дьячкова). Постепенно восстанавливается и Свято-Духовская церковь на Демьянке. По распоряжению управляющего Вятской Епархией митрополита Марка назначен настоятель прихода о.Николай (Бутюгов). Никольская церковь восстанавливается слободским предпринимателем благотворителем Ю.В. Колесовым. Скоро будет подведено отопление, и уже, наверное, к осени начнутся богослужения. Я радуюсь, что сейчас восстанавливается много слободских храмов и приходов, которые были разрушены или пришли в негодность после революции.
— С чем это связано, что в городе восстанавливают сразу несколько церквей?
— Стоит сказать, что до революции в нашем городе было 17 храмов и 2 монастыря. Надо учесть и то, что Слободской уезд, территория которого тянулась от Кирова и почти до Кирса, был самым большим в Вятской губернии. Раньше эти места были густо населенными, но люди жили в основном в деревнях, которые в наше время почти все исчезли. Если учесть, что в каждом селе была церковь, да иногда не одна, понятно, что сейчас эти храмы, как и деревни, покинуты, запущены и полуразрушены. Такое их большое количество объясняется тем, что практически все население было православным, и храмы тогда строились исходя из того, что внутри него во время церковной службы должен поместиться весь приход.
Для восстановления необходимо немало затрат, уверен, все это понимают, да и храмы строились на протяжении 300 лет до революции. Сейчас за такой короткий промежуток времени их сложно восстановить и заново построить. Почти невозможно. Конечно, в наше время появились современные материалы и техника, но в первую очередь необходима добрая воля, желание людей и средства. В нашем городе храмы восстанавливаются с помощью благотворителей и прихожан. Епархиальное управление (вышестоящий управляющий и надзорный орган) само существует на взносы приходов Епархии. Оно в материальном плане ничем помочь нам не может, ни на восстановление, ни на содержание. То есть эти затраты лежат, так сказать, на плечах прихожан. Мало храм восстановить и отремонтировать, нужно, в первую очередь, восстановить храм в душах людей.
— Естественно, каждый храм, как и любое другое сооружение, каждый месяц требует расходов на содержание. Если Вы считали, сколько? Например, Екатерининский собор.
— Поверьте, достаточно. Помимо немалых коммунальных расходов и налогов мы платим заработную плату нашим сотрудникам, которые здесь работают и обслуживают храм. Это певчие, три священника, два дьякона, бухгалтер, казначей, преподаватели воскресной школы, три кочегара, два повара, три дворника, водитель, продавцы церковной лавки, дежурные по храму и т.д. Все хотят, чтобы в храме было тепло, светло, пел хор, служили священники, горели свечи, каждый день звучала молитва. На все это нужны средства.
— На какие средства содержится Екатерининский собор?
— Храм содержится на пожертвования прихожан. Установлены ящички для пожертвований, которые по уставу вскрывает ревизионная комиссия. Больших сумм там, поверьте, нет. Поэтому для того, чтобы храм содержать, есть установленные цены на требы (крещение, венчание, отпевание и другие), утварь и свечи. Это не обязательная сумма, а скорее пожертвование. Если мы видим, что человек не может пожертвовать обозначенную сумму, священник вправе бесплатно совершать заказанную требу. А бывает и наоборот. Скажем, люди крестят своих детей, и у них есть возможность пожертвовать на нужды храма больше. В церкви никогда во главу угла не ставилось зарабатывание средств, но настоятелю в данное время постоянно приходится думать, где взять деньги на содержание храма.
— Обратила внимание, что освящение крестика у вас тоже стоит денег.
— Я объясню. Во-первых, крест – это сугубо христианский символ, символ того, что я христианин, я надеюсь на Господа Бога. Надеюсь от него получить благодатную помощь во всем. Любой уважающий себя и Бога верующий человек будет приобретать крестик в храме, потому что он освящен. Если над вещью не произнесли молитву освещения, то она бессмысленна, просто украшение, ничего не даст. Молитвой Церковь благословляет, т.е. связывает человека с Богом. Для Церкви все равно белый, желтый металл, самое главное — это крест. Существует особый чин освящения для крестиков в алтаре, где они кладутся на Престол, самое священное место в храме.
Приобрести нательный крест можно, конечно, и в ювелирном магазине, а затем освятить его в храме. А деньги, отданные за чин освящения или приобретенный в церкви крестик, — это и есть ваша жертва и помощь храму. Сейчас во многих ювелирных магазинах пишут на иконах и крестиках, что они привезены, например, из Греции и освящены Церковью. Я не думаю, что это всегда правда. Да и на бумаге можно написать все что угодно.
— Говоря мирским языком, последние годы вы были монополистами на рынке ритуальных услуг. Сегодня малый бизнес составляет конкуренцию. Почему Церковь не сдает своих позиций?
— Церковь всегда провожала человека в последний путь. Сегодня в Слободском ритуальные услуги осуществляют два храма — Троицкая церковь и Екатерининский кафедральный собор. В обоих полностью налажена организация подготовки усопшего к погребению. Есть все необходимое, чтобы достойно и по канонам Церкви проводить человека в мир иной. Тут все в одном месте, не надо никуда бежать и ломать голову, где и что взять: покрывало церковное, крест, молитва разрешительная. Все освящено и делается по церковным правилам, да и отношение у церковных людей к покинувшим наш мир иное.
— А если покойный был атеистом?
— В любом случае, когда человек умирает, его родственникам нужно думать о его душе, чтобы ваш близкий пошел к Богу и оправдался перед ним. Существуют определенные правила. Ритуал погребения был всегда священен у всех народов, на всей земле относились к этому серьезно. Зачем все это нужно делать в ином месте, не в священном, не в церкви, где молятся за людей каждый день? Если человек христианин, то и погребен он должен быть по-христиански. Если рассуждать с позиции, мол, зачем тратить деньги на приобретение «бессмысленных крестов» и прочее, тогда, может быть, проще кремировать покойного. Но испокон на Руси человека предавали земле и устанавливали крест. А где крест, там Церковь.
Усопший на небесах нуждается в нашей молитве, а не в пышном застолье. Она поможет ему быть прощеным Господом. Если человек после смерти находится вдали от Бога и в мучениях, ему могут помочь молитвы близких. На похороны не достаточно купить венок с надписью «Вечная память», в первую очередь нужно в своем сердце хранить о покойном действительно добрую память. Вспоминать о нем в молитвах. Например, можно заказать сорокоуст (моления на сорока Литургиях) или заупокойный молебен-панихиду.
— Не хотелось бы заканчивать наш разговор на такой печальной ноте. А какой Вам видится перспектива развития нашего города не только с позиций Православия, а в целом: его духовности, инфраструктуры, промышленной мощи?
— Пять веков Слободской стоит под небесным покровительством святой великомученицы Екатерины. Укреплялись в вере люди, строились и благоукрашались храмы — хорошел и развивался Слободской. Неслучайно ведь купцы Александровы начали строительство винокуренного завода с возведения Свято-Духова храма. Наш город — он особой духовной силы и веры людей, здесь живущих. Неслучайно Слободской – вторая кафедра правящего архиерея Вятской епархии. Сегодня вновь восстанавливаются храмы, духовная жизнь, значит, все вернется на круги своя. Помощи Божией всем слобожанам в делах и начинаниях. Многие лета.

Записала Анна ЗУБАРЕВА.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.