Владыка Марк: «А это наша с вами история, ее надо помнить»

0
42
Владыка Марк:

В пятницу 17 мая наш город посетил митрополит Вятский и Слободской Марк. В ходе своего визита он провел встречу с общественностью города, руководителями предприятий и предпринимателями, а также с журналистами. Все мероприятия состоялись в городской администрации. Глава города Слободского Е.А. Рычков не раз подчеркивал, что интересы Православной Церкви и местной власти совпадают по многим вопросам. Это и возрождение нравственности в современном обществе, и развитие патриотизма, а также воспитание духовных ценностей у молодежи. Тесное взаимодействие Церкви и государства в нашем городе с богатыми исторически сложившимися православными традициями продолжается и по сей день.
Прихожане слободских храмов привыкли видеть Владыку на церковных службах, которые он часто возглавляет в наших храмах. А вот посмотреть, как он общается с аудиторией, послушать интересные и поучительные истории из его жизни и служения, его размышления о современной истории нашей страны и Вятки, да и задать вопрос, на который он ответит грамотно и очень искренне, это дорогого стоит. Вообще создалось впечатление, что этот мудрый человек знает все и про всех, точнее, его глаза видят многое. Думаю, каждый присутствовавший на встрече из его речей открыл что-то важное для себя и, может, получил ответы на некоторые вопросы, которые так и не осмелился произнести вслух.
Встреча с общественностью началась со слов благодарности митрополита Марка в адрес слобожан, которые помогают Церкви на протяжении многих лет. Небольшие подарки от Вятской Епархии он вручил: Г.П. Чистяковой, генеральному директору ЗАО «Красный якорь», Ю.В. Колесову, директору меховой фабрики «Элегантные меха», А.А. Бабайлову, директору корпорации «Олимп», М. Зязеву, предпринимателю из с. Холуново, А.Н. Рязанову, руководителю палаточного лагеря для слобожан-паломников Великорецкого крестного хода.
После Владыка ответил на вопросы журналистов.
— На Вятке Вы уже 2 года, как Вы чувствуете себя на новом месте?
— Вятка – это очередное место моего послушания и служения. Везде народ Божий, меняются только внешние факторы, а по сути все одинаково и едино. Задача Церкви – это душепопечение, забота о человеке, и об обществе, и о той земле, на которой живем. Каждый регион имеет свою особенность. По предыдущему месту служения — Дальнему Востоку — могу сказать, что когда я прибыл туда в 1995 году, по сути дела, храмов там не осталось. По Амуру практически все православные храмы были разрушены, до революции их было более сотни. За 16 лет моего служения возвели около 30 храмовых строений, построили семинарию для всего Забайкалья и Дальнего Востока. Вятка — это довольно большая территория с множеством храмов, многие из которых памятники архитектуры. Там, на Дальнем Востоке не было храмов, здесь есть, но их все надо восстанавливать. Если сравнивать две Епархии, то можно понять, какие цели и задачи я ставлю перед собой и перед Епархией сегодня. В Хабаровске ко времени моего перевода на Вятку оборот всех 45 приходов составлял 300 млн. рублей, когда принял Вятскую Епархию (230 приходов), поступления за 2010 год составляли всего 7 млн. Сейчас наша экономическая составляющая начинает выправляться. Мы очень благодарны нашему предшественнику Митрополиту Хрисанфу. Не каждому Архиерею удалось пережить то, что пережил он в разные годы своего служения. Именно в это время начался период масштабных восстановительных работ в вятских храмах, мы эту работу стараемся продолжать. Сам храм свидетельствует о том состоянии, в котором на данный момент находится общество. Есть ли место в нашей жизни для Бога? Не надо также забывать, что государствообразующей религией является православие. Мы не поймем ни политики, ни внешней, ни внутренней, ни культуры нашего народа, ни духовных устремлений без православия.
— Владыка, Слободской – это вторая кафедра митрополита Вятского и Слободского, Вы часто бываете здесь. Возглавляете службы не только в городских храмах, но и в районе: Волково, Шестаково, Вахруши. За время Вашего служения какое мнение сложилось о слобожанах?
— Везде народ Божий. Священники, которые здесь проходят свое служение, самоотверженно трудятся во Славу Божию. А то, что я появляюсь во многих храмах, так это моя прямая обязанность. К Шестаково у меня особая любовь, потому что как только меня назначили на Вятку, в этот же год в этом селе был возвращен храм в честь святителя Николая. Все мы к этому приложили свои усилия. И слава Богу, что администрация района пошла нам навстречу, да и мы выполнили свои обязательства – дали туда священника, приобрели для него квартиру. Думаю, что отец Иов (Муравьев) за короткий промежуток времени много сделал, чтобы сей храм начал приобретать первозданный вид. Радует не то, что стены храма восстанавливаются, а что это свидетельствует о восстановлении храмины души человеческой. Ведь без людей храма не восстановишь. А если он возрождается, значит, имеются люди, у которых в душе есть место для Бога, соответственно, и для других людей.
— У многих слобожан болит душа о Христорождественском монастыре. Есть ли в планах Епархии материально помочь в возрождении этой исторической святыни?
— Что такое Епархия? Это мы с вами. В Епархиальном управлении можно аккумулировать средства, чтобы потом их целенаправленно использовать. И только от нас с вами зависит, как этими средствами распорядиться. У нас есть желание, чтобы этот монастырь был восстановлен, это наше с вами общее дело. Слава Богу, что на нашей с вами земле сохранилось большое количество храмов, большая часть из них требует капитального ремонта. Сразу все мы не можем восстановить. А то, что в год 150-летия прославления иконы «В скорбех и печалех утешение», нашей с вами святыни, которая почитается во всем православном мире, монастырь получает статус юридического лица и туда поставлена игуменья, мы усматриваем Промысел Божий. Думаю, что летом эта икона, которая хранится в кафедральном соборе г. Слободского, вернется на прежнее место своего нахождения. Это, конечно, духовная поддержка сестрам монастыря и нам с вами. Можно сугубо отметить заслуги отца Евгения (Смирнова), который очень много сделал для возвращения монастыря. А также для того, чтобы в его стенах вновь началась приходская и монастырская жизнь. А наше с вами общее дело – во всем помогать.
— Прихожане слободских храмов задают вопрос, почему опять подняли цены на церковные требы?
— А не возникает вопрос, когда в магазинах цены на продукты поднимают или на энергоносители? Мы с вами являемся не только прихожанами, но и входим в общину того или иного храма, и наше с вами дело этот храм содержать. Все это наше общее, мы должны заботиться об этом. За свет, за отопление, за аренду земли надо платить? Надо. Здесь вопрос не цены, а размера пожертвований, которые община хотела бы видеть, чтобы нам содержать храм. Но никогда отсутствие средств не являлось препятствием для совершения таинств. Если человек придет и скажет, что он находится в трудном положении, то ему никто не откажет. Что такое свеча? Свеча – это наша с вами жертва на храм, одна из форм пожертвований. Хочешь – жертвуй, не хочешь – не надо.
— Насколько целесообразно открытие Благовещенского храма на городской площади, если рядом действует Екатерининская церковь и вскоре планируется открытие Никольского храма? Стоит ли закрывать музей и переносить его экспонаты в другое место?
— Во-первых, надо исходить из того, что наши с вами предки часть своего труда посвятили Богу, воздвигнув этот храм. У каждого строения есть свое предназначение. Думаю, что и работникам музея не совсем комфортно, потому что устройство здания не всецело отвечает их требованиям. Конечно, он должен быть передан и использоваться по прямому назначению, т.е. он посвящен Богу. Мы прекрасно понимаем, что нужно потратить какое-то время, чтобы те музейные экспонаты, которые там находятся, расположить в достойном месте. Я думаю, что администрация города найдет его. В этом плане у нас с ней есть понимание, помещения подыскиваются, чтобы удовлетворить требованиям и работников музея, и сохранить наше историческое наследие. Еще ведь до Революции на городской площади стояли рядом три храма. В первую очередь, они были воздвигнуты не по необходимости, оттого что не вмещали определенное количество прихожан, а это был дар Богу от того человека, который воздвигал этот храм. Если человек жертвует на храм, то эти средства являются эквивалентом затраченного труда, т.е. он часть своего труда посвящает Богу, а через это посвящение он свой труд и устремления освящает и облагораживает.
— Недавно в нашем городе поднялась и бурно обсуждалась тема переименования улиц. Никольская, Христорождественская, Анфилатовская, площадь хотели назвать Красная или Соборная. Есть идея переименования улицы в честь малоизвестного политического деятеля Корто в ул. Н.А. Квакина. Ваше мнение по этому поводу.
— Конечно же, надо восстанавливать наше историческое наследие. Думаю, есть достаточное количество безымянных улиц, которыми можно увековечить память того или иного современного исторического лица. А это наша с вами история, ее надо помнить. На ее примерах надо воспитывать подрастающее поколение. Если же мы будем воспитывать молодежь на примерах разрушений и придаче забвению исторической памяти, то кого мы воспитаем?
— По слободской земле идут древнейшие на Вятке крестные ходы: первый день Великорецкого, Борисоглебский ход из Волково в Никульчино, «К пламенным младенцам» из Белой Холуницы в Климовку, которые раньше относились к Слободскому уезду. Скажите, зачем идут крестные ходы?
— Крестный ход – это разновидность христианского подвига, когда мы вверяем себя в попечение и заботу Богу и почитаемого святого, с иконой которого идет крестный ход. В это время мы молимся не только о себе и своих близких, но и о нашем государстве и земле. Ведь не все измеряется только материальными средствами. Человек двусоставен, у него есть душа и тело. И в нашем государстве есть материальное и духовное начало. Если в нас не будет внутреннего духовного стержня, то внешняя составляющая жизни будет бессмысленна. Крестный ход необходим не только тем, кто в нем принимает участие, а всецело нашему обществу.
Великорецкий крестный ход – единственный в нашей стране, который имеет статус всероссийского. Великорецкий крестный ход — это люди, которые собираются на нашей с вами земле. Они вверили себя под опеку Бога и под предстательство святителя Николая, который особо почитается во всем мире. Пять дней пребывая в молитвенном состоянии с этим образом, они совершают духовный подвиг. Такой поход не каждый выдерживает. Люди, которые прошли весь ход, говорят, что сами видят, как Господь сильных смиряет, а слабых поддерживает. Стоит ли помогать тем, кто идет в крестном ходу, тем людям, которые молятся не только за себя, но за все наше государство? Конечно, стоит. Это наше участие. Эти средства, которые мы затрачиваем, эта копеечка — это эквивалент затраченного нашего труда. Другими словами, можно и так принимать участие в крестном ходе.
Ответы записала

Анна ЗУБАРЕВА.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.