Борис ПавлОвич: «Я (не) уеду из Кирова»

0
15

В конце сентября в Слободском краеведческом музее состоялась творческая встреча художественного руководителя кировского «Театра на Спасской» Бориса Павловича с молодежью нашего города. Мероприятие было подготовлено молодежным правительством г. Слободского. «Встречу с худруком кировского «Театра на Спасской» инициировали мы, пригласили его пообщаться с молодежью города, – рассказывает Н.Ю. Ашихмина. — Пригласили наших школьников, студентов, в общем, активную молодежь города. Думаю, им было интересно, для себя они узнали что-то новое. Эта встреча первая, вскоре состоятся и другие с такими же талантливыми, творческими и интересными людьми». Борис Павлович ответил на вопросы ребят, их было немало: о его творческом пути, о выборе профессии, о любимых работах, о городах, в которых он побывал, о жизни в глубинке, о дальнейших планах, о Кирове и жителях Вятки, о достижениях любимой труппы. Дело в том, что в конце августа (практически в начале театрального сезона) Борис Дмитриевич решил уйти из «Театра на Спасской», которым руководил 7 лет. О своем решении он сообщил на собрании труппы и сказал, что через два месяца покидает Киров. В 2006-м молодой, целеустремленный 26-летний Павлович приехал в кировский ТЮЗ из Петербурга, где работал режиссером Государственного Пушкинского театрального центра. Театр, который в течение двух лет с трудом «тянул» без худрука, с его приходом стал «эпицентром» интересов творческой кировской молодежи. Все начинания Бориса Павловича, который два года назад стал еще и советником губернатора, принимались зрителем на ура и становились заметным событием. За это время режиссер успел поставить в театре около двадцати детских и взрослых спектаклей. Два из них — «Толстая тетрадь» и «Видимая сторона жизни» — были номинированы на премию «Золотая маска». Осенью в «Театре на Спасской» появятся еще две премьеры в его постановке – «Над кукушкиным гнездом» по роману Кена Кизи и ибсеновский «Кукольный дом». Напомним, что «Театру на Спасской», прежде известному как ТЮЗ, недавно присудили премию Правительства РФ имени Федора Волкова за вклад в развитие профессионального театрального искусства. Церемония награждения состоялась в сентябре этого года в рамках Международного Волковского театрального фестиваля в Ярославле.
«Мне кажется, что определенную программу не минимум, а максимум в Кирове относительно того, что я думал, когда ехал сюда, мне удалось выполнить, — делится Борис Дмитриевич. — «Театр на Спасской» — один из узнаваемых российских театров. Об успехах труппы свидетельствует участие в различных театральных фестивалях, а также полученная недавно Премия Правительства РФ имени Федора Волкова. Да и спектакли у нас интересные».
Главной темой беседы стала тема отъезда. Отъезда из Кирова молодежи, студентов и самого Бориса Павловича. Когда-то он затронул ее в спектакле «Я (не) уеду из Кирова», в нем молодые люди рассказывали о том, уедут они или останутся жить на малой родине. Сам он решил возвратиться на свою малую родину – в Питер.
«Для меня стало удивительно и неожиданно, как здесь все жалуются на свою жизнь и как многие хотят уехать отсюда, — продолжает Борис Дмитриевич. — По крайней мере, такая мысль посещала или посещает всех. Мне было интересно не то, уедет или не уедет человек, а именно мотивы и аргументы для отъезда. Поэтому я начал работу над спектаклем «Я (не) уеду из Кирова». Думаю, что уезжать обязательно надо и важно, но уезжать с целью вернуться обратно. Я, например, чтобы вернуться в Питер, уехал оттуда. Как говорил один персонаж: «Когда постранствуешь, воротишься домой — и дым Отечества нам сладок и приятен». Сказать, что ты по-настоящему любишь свою родину, можно только после того, как ты узнаешь. А как еще? А не при условии, что ты нигде не был. В русской литературе мы наблюдаем, как путешествуют Евгений Онегин, Иван-дурак из сказок. Этот миф, как молодой человек, путешествуя, возвращается домой, присутствует в каждой культуре. Все они возвращаются с полученным опытом и знаниями. Окончили вуз, получили знания — и назад, делиться этим опытом и реализовать себя».
Режиссер окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства в 2004 году (мастерская Георгия Тростянецкого), ставил спектакли в театрах Петербурга, Таллинна, Саратова и других городов. Как он говорит, по воле случая оказался в Кирове, в ТЮЗе ему предложили поставить спектакль, затем последовало предложение возглавить сам театр. В кировский ТЮЗ он вернул молодежь, заинтересовал ее театром, объясняя это своей молодостью и общностью проблем и вопросов, которые интересуют.
«Я ехал не в Киров, я ехал работать в театр, мне хотелось профессионально им заниматься, здесь это получилось. «Театр на Спасской» очень серьезный театр с очень сильной труппой. Поэтому года два я занимался только режиссурой и мало интересовался самими кировчанами. Потом понял, что если ты хочешь, чтобы твои работы находили отклик, надо узнавать зрителя, чем он интересуется. Выяснилось, что это не так легко, кировчане доброжелательные, но закрытые. В Перми, где я тоже работал, наоборот, люди достаточно открытые, но суровые, там жесткие нравы.
Я столкнулся с еще одной особенностью Вятки — город очень приятен для жизни. Можно заметить, как он изменился в лучшую сторону, здесь парк сделали, здесь набережную, кофейни начали открывать, открыли галерею современного искусства «Прогресс», в общем, благоустраивается город с каждым годом. Он удобен для жизни, экологичен, мне здесь было комфортно, здесь я прожил 7 лет, здесь родилась моя дочь.
При всем том, что Киров очень удобен для жизни, мнение самих кировчан о себе и своем городе очень низкое. Есть такой «хороший» тон говорить «как у нас все плохо». На протяжении всех семи лет я пытался убедить кировчан, как здесь хорошо. Все это время я руководил еще и драматической лабораторией, занимался театром с ребятами совершенно из разных вузов, туда могли приходить все желающие. Через эту лабораторию прошли примерно 500 человек, мы сделали порядка 12 спектаклей. Кто действительно там занимался, они стали серьезными артистами, они сыграли так… На них приходили смотреть актеры из моей труппы. Потому что я с ними работал не как со студентами, а как с артистами. Они поставили цель и добились, но это было не сразу. Почему еще в Кирове было тяжелей работать, потому что все относятся не только друг к другу, а к самому себе по принципу: да, чего там, не получится, что с меня взять. Целый год обучения у нас состоял в том, что я говорил и даже кричал на своих студентов, говорил им: «Перестаньте ныть. Вы талантливые, да все вы можете». Сначала сопротивлялись, но в какой-то момент те, которые остались, не перестали быть сами собой, просто стали по-другому к себе относиться, добились результатов на сцене. Поэтому надо искоренять неуверенность в себе. Как раз эти ребята не хотят уезжать из Кирова, потому что они осознали себя как самостоятельные творческие личности».

Анна ЗУБАРЕВА.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.