А.В. Поляхова — ППМИ под небом Еревана

0
174
А.В. Поляхова - ППМИ под небом Еревана
Очередное заседание семинара. А.В. Поляхова - в центре
Очередное заседание семинара. А.В. Поляхова — в центре

Недавно в столице Армении Ереване прошел семинар «Опыт реализации и возможности развития программы поддержки местных инициатив». В его работе приняла участие и делегация из Кировской области. В нее вошли: губернатор Никита Белых, заместитель председателя Правительства Кировской области Дмитрий Матвеев, заместитель главы департамента соцразвития Татьяна Антончик, курирующая ППМИ на уровне области,
и замглавы администрации г. Слободского Алевтина Поляхова, курирующая эту программу в нашем городе. Мы попросили Алевтину Владимировну рассказать об этой поездке.— В последнее время в местной прессе так много говорится о проектах слобожан, что начинает казаться, будто это чисто наша проблематика, если не слободская, то вятская. По крайней мере, странно было услышать, что семинар проводился в Ереване. Это что – столица ППМИ?
— Армения только предоставила площадку. Семинар был организован Международным банком реконструкции и развития. Аналогичные проекты реализуются не только в России и Армении, но и в более чем 60-ти странах мира. В нынешнем семинаре принимали участие в основном субъекты РФ. Кроме нас в Ереван приехали делегации и из других регионов России.
График семинара был очень плотный – с 8 утра и практически до 7 вечера. В первый день шли практические обсуждения, а во второй рассматривались реализованные проекты. Лично я выступила с рекомендациями по практике и механизмам реализации ППМИ в городах.
— А что, существует какая-то специфика реализации городских проектов этой программы в отличие от сельских?
— Да. В большинстве субъектов РФ ППМИ получила поддержку только в поселениях и деревнях. В Кировской области процесс пошел и в городах, и ярким примером тому Слободской.
— Странно, обычно все новации возникают в центре и потом продвигаются на периферию, и чем дальше от центра, тем труднее это продвижение.
— Тут действуют два фактора. Деньги из областных бюджетов практически не доходят до деревень. Поэтому небольшому поселению решить свои проблемы гораздо реальнее, участвуя в программах софинансирования. Во-вторых, деревеньке из пяти дворов проще собраться и проще принять совместное решение. Такая же тенденция в Армении и Осетии.
— Есть какая-то специфика в реализации этой программы по регионам?
— Да, есть. Проекты реализуются не под копирку. В Армении и Осетии типология проектов более широкая. Там в программе могут решать проблемы медицинских и образовательных учреждений. В некоторых регионах России практикуют больший процент софинансирования от населения– до 50%. У нас рекомендованный предел — до 19%, фактически же где-то около 9%.
— Почему в Кировской области к проектам не допускают медицину и образование?
— В России медицина и образование являются приоритетными направлениями в работе федеральной и региональной власти. ППМИ эффективна в тех отраслях, где более остро стоят проблемы. Например, в Кировской области это автодороги, тротуары, благоустройство территорий и водоснабжение.
Надо еще учесть, что в Армении и Осетии населенные пункты находятся очень далеко друг от друга и порой в труднодоступных местах (до одной деревни мы добирались 4 часа). Школа в деревне является не только образовательным учреждением. Это нечто объединяющее всех жителей. Поэтому высокие проценты софинансирования там реальны. Люди пойдут на это.
— В России программа существует с 2007 года. Наша область подключилась в 2009 году. На сегодняшний день в ней участвуют лишь 5 субъектов РФ. Почему так мало?
— В тех регионах, где хорошее финансирование, вопросы легче решать при помощи бюджета. Человек сидит в кабинете и решает, что и как финансировать. С процедурной точки зрения это гораздо проще и быстрее. Но в этом случае власть постепенно отдаляется от народа. Там же, где с финансированием похуже, активность населения выше, и оно готово пойти на софинансирование, но при условии участия в распределении средств. В общем случае это называется партисипаторным финансированием. Одним из его конкретных реализаций является проект «Народный бюджет». Как раз о нем на семинаре рассказывал Никита Белых.
— Если посмотреть, какие проекты победили в Слободском, то можно заметить, что тематика неширокая – асфальтирование тротуаров, придомовых территорий, уличное освещение. А за пределами нашего города, в целом по стране какова картина?
— Да, так называемые городские проекты – это в основном совершенствование дизайна. А вот на селе по типологии проектов можно наблюдать, как меняется село. Поначалу большинство проектов заявлялись по водоснабжению, затем акцент перешел на дороги. И только после них стали актуальными детские и спортивные площадки.
Кроме социальных проектов существуют еще и доходогенерирующие. Это когда деньги из бюджета могут быть направлены по инициативе местного населения в какое-то доходное дело. Понятно, что инициатива должна быть подкреплена бизнес-проектом и софинансированием. Привлечение денежных средств населения в этом случае, как и в соцпроектах, не самоцель, а прежде всего показатель того, что к делу подошли ответственно.
замок— Алевтина Владимировна, каковы впечатления от поездки? Это вопрос уже не к специалисту, а человеку.
площадь— Почему-то Армения и армяне мне представлялись несколько другими. Может, существовали какие-то предубеждения. Оказалось, что это прекрасная страна. Мы пересекли Армению с севера на юг и видели меняющиеся ландшафты, один живописней другого. Сам Ереван – необыкновенно красивый и чистый город. Люди, живущие в этой стране, добрые, дружелюбные, но ненавязчивые. Возникло желание снова побывать там. Обязательно съезжу туда с детьми, чтоб показать им, что такое Армения.

Вопросы задавал
Валерий ТАРАСОВ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.