И.Л. Василенко: «Наша школа открыта для всех»

0
71

василенко_стендДепутат Слободской городской Думы 3-го и 4-го созывов И.Л. Василенко работает директором школы №7 с 2009 года. Общий стаж ее работы в этой школе составляет уже почти четверть века, после окончания Кировского педагогического института она пришла сюда работать учителем биологии, затем назначена заместителем директора
по учебной работе. Три года, в 2006-2009-ом, Ирине Львовне довелось поработать председателем Слободской районной территориальной организации профсоюза работников народного образования и науки. Однако, когда поступило предложение возглавить школу №7, она согласилась без раздумий, вернулась в родной коллектив
и взялась за перемены, которые нынче отличают эту школу от всех других. Сегодня она открыта для всех и адаптирована для детей разных возможностей, способностей и здоровья.— Ирина Львовна, в 2014 году ваше учреждение стало участником Государственной программы «Доступная среда». Как это помогло школе развиваться дальше?
— По действующему закону об образовании теперь в любой общеобразовательной школе могут обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья, а школа обязана создать для этого все условия. С 1 сентября 2016 года вступят в действие два документа: новый образовательный стандарт, в котором указаны особые требования к структуре, результатам и условиям обучения, и новые санитарные правила, которые определяют требования к условиям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти документы как раз и направлены на обеспечение полноценной интеграции детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство, где должны учитываться особенности их психофизического развития, обеспечен равный доступ к качественному образованию в школе. Участие в программе «Доступная среда» помогло нам в материально-техническом и организационном плане во многом решить эти вопросы. Администрация г.Слободского порекомендовала бывшему департаменту, а ныне министерству образования Кировской области именно нашу школу как базовую для участия в этой программе, поскольку у нас имелся многолетний опыт работы с детьми с ограниченными возможностями, а также опытные специалисты.
Конечно, мы долго думали, какую среду создать в школе, чтобы она была наиболее комфортна для детей с разными медицинскими диагнозами, могла полнее включить их в учебный процесс и внеурочную деятельность. И пошли по пути детского сада «Родничок», который единственный в Слободском работает с детьми-инвалидами различного генеза и так называемыми «глазничками», у которых нарушено зрение. Мы решили продолжить их дело, чтобы все наработки, полученные детьми в детском саду, не потерялись и продолжились, когда ребенок придет в школу.
— Что в итоге получилось?
— Мы создали комнату охраны зрения, в которой установили реабилитационное специальное оборудование: аппарат «Визотроник», электрофтальмостимулятор, ручной офтальмоскоп – предназначенные для профилактики и лечения миопии, спазма аккомодации, хронического зрительного утомления, компьютерного зрительного синдрома и т.д. Закупили лицензионные программы «Контур», «еYе», позволяющие восстанавливать и развивать бинокулярное зрение, диагностировать и лечить косоглазие. У нас заключен договор со Слободской ЦРБ, и раз в месяц врач-офтальмолог осматривает детей. А на аппаратах с ними работает специально обученный фельдшер. Также в помощь учителю-логопеду приобретен логопедический тренажер «Дельфа-142» для коррекции звукопроизношения. В классах, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, на компьютерном оборудовании установлено развивающее программное обеспечение.
Еще мы создали уникальную в городе комнату психологической разгрузки «Волшебный мир здоровья», в которой под руководством педагога-психолога проходят занятия для снятия стресса, эмоционального напряжения, развития моторики, зрительной памяти, логического мышления, восстановления и профилактики зрения не только с нуждающимися в этом, но и со всеми детьми школы. Более чем на 600 тысяч рублей в эту комнату закуплено световое, реабилитационное, интерактивное, тактильное оборудование.
Отличное оборудование и программы – это одно из условий успешного обучения детей в нашей школе. Мы принимаем детей из любых мест – кому удобно, тот у нас и учится. Обучение идет по обычным программам, как в других школах, по Федеральным образовательным стандартам, ребенок получает такой же аттестат, как и все остальные.
— И все же особенные дети и их родители всегда опасаются психологических барьеров и обид со стороны здоровых сверстников. Как у вас обстоит вопрос толерантности?
— На сегодняшний день в нашей школе обучается 587 человек, из них 108 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 13 детей-инвалидов с абсолютно разными диагнозами. Но приятно осознавать, что учащиеся нашей школы уже давно привыкли и с пониманием относятся к таким детям. Я благодарна педагогическому коллективу, так как у педагогов есть понимание проблемы введения инклюзивного образования.
Сегодня в рамках коррекционно-развивающих занятий и консультаций помощь оказывают детям и родителям учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог. В рамках воспитательной работы предусматривается проведение внешкольных и внеклассных мероприятий, в которых раскрывается творческий потенциал каждого ребенка. Весь образовательный процесс в школе построен так, чтобы любой ребенок с разными возможностями мог безболезненно адаптироваться в социуме.
— Уже весной в школе начнется реализация интересного проекта для детей дошкольного возраста. Расскажите о нем слобожанам.
— Мы организуем студию по развитию индивидуальных способностей детей и приглашаем малышей 5-6 лет для занятий в ней. Родители смогут выбрать любые занятия для своих чад: развивающие занятия на комплексное интеллектуальное развитие ребенка, занятия учителя-дефектолога по развитию мелкой моторики, занятия по профилактике нарушений зрения с использованием лицензионного программного обеспечения, занятия педагога-психолога и учителя-логопеда. Занятия ведут специалисты высшей категории, они могут проходить группами или индивидуально. Занятия платные, справки можно навести по тел. 4-12-87.
— Еще одно необычное новшество – в этом учебном году в школе обучается 8-й класс инженерно-технической направленности.
— Учебный план в этом классе предусматривает увеличение количества часов для изучения математики, информатики и технологии, а также инженерной графики и черчения, которое уже давно исключено из школьной программы. Реализация этих предметов учебного плана позволит сформировать у школьников специфику инженерного мышления, получить технологические навыки, необходимые девушкам и юношам во взрослой жизни. Девушки, например, получают знания по основам дизайна одежды, а мальчишки изучают токарное и столярное дело, основы компьютерного дизайна. Материальные и кадровые условия школы нам это позволяют – есть токарная, столярная, швейная мастерские и прекрасные педагоги, которые дадут детям основы и навыки, необходимые для жизни и поступления в вузы и техникумы. Я приглашаю на следующий учебный год всех желающих учиться в таких классах – в 8, 9 и 10 классы.
— Школа №7 – наверняка единственная в городе, где сохранились такие хорошие мастерские?
— Материально-техническая база школы идет еще с советских времен, но условия здесь, действительно, замечательные – прекрасная столовая, просторный актовый зал, два спортивных зала, малый и большой. В малом спортзале проходят занятия тхэквондо, бокса. В школе хорошая библиотека, музей истории школы, спортивный стадион. Мы расположены недалеко от центра города в тихом месте, рядом построен Центр культурного развития «Паруса», который в ближайшем будущем можно посещать на внеурочные мероприятия, кружки, просмотры фильмов – он расположен в 5 минутах ходьбы.
— Но слобожане сетуют на неудобства подхода к зданию Центра, который расположен у оживленной трассы. Что скажете Вы как депутат городской Думы по этому поводу?
— Как депутат я принимаю много обращений граждан, особенно по состоянию дорог в нашем городе. Были ко мне обращения и о необходимости автобусной остановки в районе Центра. В планах администрации г.Слободского она имеется.
— Как Вам удается совмещать две очень трудоемкие обязанности – управлять большой школой с коллективом более 70 человек и быть народным избранником в городской Думе уже второй созыв подряд?
— Я никогда не искала легких путей, шла в Думу с единственной целью — чем-то помочь городу и его жителям. А в школе помогает работать замечательный и высокопрофессиональный коллектив, который поддерживает все мои начинания. 33 процента педагогов имеют высшую категорию, 43 – первую, больше половины учителей находятся в возрасте самореализации от 35 до 50 лет. За последние 3 года в школу пришло 7 молодых специалистов, радует, что приходят наши выпускники, которые становятся продолжателями наших педагогических традиций.
— Школа №7 на протяжении 156 лет служит на благо молодого поколения нашего города. А каково Ваше отношение к Слободскому?
— Я здесь родилась, училась в 1-й школе, затем в 9-й. В обеих школах работали великолепные учителя, в подражание им и мне захотелось стать педагогом. Бесконечно благодарна своим родителям Льву Георгиевичу и Маргарите Ивановне Пенушкиным, которые заложили в нас с сестрой трудолюбие, серьезность и ответственность за каждое слово и дело. Так же вместе с мужем старалась воспитать своего сына Александра. Он закончил Кировский филиал Московского университета путей сообщения, недавно вернулся из армии и сейчас работает в Кирове на железной дороге по своей специальности – водит поезда. А сама я, где бы ни была, в какой город ни ездила, всегда возвращаюсь в Слободской с чувством: я хочу быть в своем городе, рядом с людьми, которые меня окружают и которых я знаю. Я бы назвала это чувство «дорога домой» и хочу пожелать его своему сыну, выпускникам нашей школы и всем слобожанам. Кто бы куда ни уехал, пусть у каждого оно будет, и пусть всех нас тянет домой, в наш маленький, но комфортный и красивый город, населенный замечательными людьми.

Мария ПЕРЕСКОКОВА.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.