Об аварийной посадке американского самолёта в городе Слободском

0
8
Транспортный самолет «Дуглас» С-47
Транспортный самолет «Дуглас» С-47
Транспортный самолет «Дуглас» С-47

Этот случай произошел во время Великой Отечественной войны
в 1943 году на окраине города Слободского. О нем рассказала автору публикации слобожанка Ольга Николаевна Леушина, а дополнения и уточнения сделала ее сестра Екатерина Николаевна, проживающая ныне в Перми.В то время с военных баз в г.Киров постоянно прилетали военно-транспортные самолеты для получения необходимой продукции на предприятиях области для нужд фронта. В кировский аэропорт из Слободского продукция доставлялась автотранспортом разных предприятий. Перегрузка продукции и дополнительная затрата времени на доставку в аэропорт создавала определенные неудобства.
По этой причине, вероятно, военпред, находившийся в г. Слободском, предложил вышестоящему руководству использовать поле-аэродром малой авиации, находившийся в нашем городе рядом с рабочим поселком меховщиков (на том месте, где впоследствии была расположена железнодорожная ветка на меховую фабрику «Белка»). И в Слободской прилетел самолет. Сообщений в местной печати по этому поводу в то время просто не могло быть — цензура за этим строго следила.
Ольга Николаевна Леушина – дочь Николая Ивановича Воробьева, работавшего директором меховой фабрики «Белка» в 1940-1943 годах. Она рассказала, что прилетавший самолет являлся американским транспортным самолетом «Дуглас» (С-47 Дакота).Самолет должен был взять на борт продукцию меховой фабрики «Белка» и слободского спиртзавода. Таких самолетов было немало поставлено в СССР в период 1941-1945 годов по ленд-лизу — их перегоняли советские летчики с Аляски. Следует сказать, что они были рассчитаны для использования на плохо подготовленных аэродромах и летных полосах.

Летчики Н. Михайлов и А. Лаптев
Летчики Н. Михайлов и А. Лаптев

Во время приземления в силу непредвиденных обстоятельств возникла аварийная ситуация, в результате которой крыло самолета было серьезно повреждено. Из-за этого экипаж самолета (летчик и летчик–штурман — старшие лейтенанты Николай Михайлов и Алексей Лаптев, а также солдат-радист) должен был длительное и довольно неопределенное время ожидать доставку новой части крыла и ее установки специалистами. А так как место посадки самолета находилось в жилом микрорайоне меховой фабрики и основной объем продукции нужно было получать именно на этом предприятии, то понятно и то, что забота о размещении экипажа на временное проживание легла на плечи Н.И. Воробьева.
Из воспоминаний его дочери Екатерины Николаевны, 1929 года рождения: «Экипаж самолета поселили в квартире-гостинице трехэтажного кирпичного жилого дома меховой фабрики напротив стадиона, построенного накануне войны. Самолет охранялся круглосуточно в течение довольно длительного времени — с конца осени 1942-го до отлета в начале февраля 1943 года — командой стрелков, сопровождавшей его. Летчики, скучавшие по мирной жизни, часто приходили в нашу квартиру на Демьянке в двухэтажном деревянном доме на углу улиц Советской и Заводской напротив церкви. В настоящее время он перестроен и имеет современный вид. Они любили проводить у нас время и гулять с моей младшей сестрой Олей, которой было тогда всего 4 года.
Когда была доставлена новая часть крыла самолета, то для ее установки прибыли и специалисты во главе с подполковником И.Г. Чучиным. С собой они привезли несколько листов дюралюминия, необходимых для соединения крыла самолета с его бортом. По окончании работ из оставшегося листа дюралюминия специалистом, приехавшим из Москвы, был изготовлен небольшой таз в качестве подарка для нашей мамы Анны Ивановны. Перед отлетом летчики сердечно поблагодарили отца за оказанную помощь».
Ольга Николаевна дополнила: «Мне было тогда всего 4 года, но в памяти осталось то, что меня садили перед отлетом в кабину самолета, где горели разноцветные огоньки. Моя сестра была старше меня на 10 лет. Она об этом случае помнила и мне рассказывала. Вообще, в нашей семье часто вспоминали этих людей и относились к памяти о них очень уважительно. На тазик — реликвию тех событий — вы можете взглянуть воочию. Он сохранился и напоминает о той истории, которая произошла в нашем городе более 70 лет тому назад».

Таз из крыла «Дугласа»
Таз из крыла «Дугласа»

Слобожанам, наверняка, интересно будет узнать, кто же такой был И.Г. Чучин. Оказывается , в то время он был известной личностью и входил в число первых российских летчиков, принимавших участие в Первой мировой войне, награжден за воздушный бой Георгиевским крестом. В конце 30-х годов был назначен начальником аэропорта в Монино под Москвой. Во время Великой Отечественной войны оттуда советские бомбардировщики дальнего действия совершали полеты для бомбардировок Берлина и Кенигсберга.
Надо сказать, что знакомство между Н.И. Воробьевым и И.Г. Чучиным произошло ещё в довоенную пору, так как меховая фабрика «Белка» поставляла Министерству обороны свои изделия. Николай Иванович иногда бывал в тот период в командировках в Москве и не раз встречался с Иваном Георгиевичем на аэродроме в Монино.
Екатерина Николаевна подытожила: «Однажды, когда летчики Николай Михайлов и Алексей Лаптев должны были доставить продукты и теплую одежду в только что освобожденный от немцев Сталинград, они предложили Николаю Ивановичу, несмотря на запрет брать на борт гражданских лиц, полететь с ними, чтобы посмотреть с высоты, в каком состоянии находился город. И он не отказался от искушения побывать там, потому что Сталинград в тот период волновал всех. Их самолет был тогда даже обстрелян, а И.Г. Чучин потом строго отчитал как экипаж самолета, так и самого Николая Ивановича. Позднее от Чучина пришло сообщение о том, что самолет с этими летчиками потерпел аварию при заходе на посадку в Монино, столкнувшись со взлетающим самолетом. Один из членов экипажа остался жив».
Сергей СЕРКИН.
Фото из семейного архива
Е.Н. Леушиной

Студия Красоты Pro.Маникюр

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.