Г.К. Жукова лечила слобожанка

0
331

%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%ba%d0%b02Слобожанин Георгий Михайлович Собакин является обладателем уникальной коллекции фотографий, которые ему передала старшая сестра Евгения Михайловна Сергеева перед своей смертью. 14 декабря исполнилось 10 лет со дня кончины этой именитой женщины, которая с 1962 по 1991 годы работала заведующей лечебным отделением в крымском военном санатории «Фрунзенское» ракетных войск Министерства обороны СССР. В числе ее пациентов были маршалы Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, А.А. Гречко, И.Х. Баграмян, главком ракетных войск В.Ф. Толубко, адмирал флота С.Г. Горшков, маршал авиации, трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин, летчики-космонавты Г.С. Титов, В.В. Васютин. Доводилось ей лечить и высокопоставленных лиц из Сомали, Афганистана, КНДР, министров обороны Польши, Чехословакии, Болгарии, Финляндии, канцлера Австрии и многих других.Этого далеко не полного перечисления стран и имен уже достаточно, чтобы представить уровень профессиональной деятельности нашей землячки, уроженки с. Успенское Е.М. Сергеевой. Решением Слободской городской Думы от 20.05.2009 года на ее родовом доме в с.Успенское по ул.Береговой,11 установлена памятная доска. На ней надпись: «В этом доме родилась и жила до 1942 года заслуженный врач УССР, отличник здравоохранения СССР Сергеева (Собакина) Евгения Михайловна (1921-2006)». Ее брат Г.М. Собакин рассказал: «Сегодня от нашей большой многодетной семьи, в которой было семеро детей, остались только мы с братом Викентием, который живет в Москве. А сестра вместе со своим мужем и сыном похоронена в п. Вольгинский Владимирской области, куда осенью 1991-го после развала СССР семья была вынуждена переехать из Крыма. Мы с братом храним память о сестре, несмотря на расстояния и возраст, ежегодно бываем на ее могиле. Сестра была старшей, родилась 21 июля 1921 года и на протяжении всей жизни опекала нас, помогала по жизни. Ей так хотелось стать врачом, что, окончив семилетку, из Успенского Евгения отважилась в восьмой-десятый классы ходить пешком каждый день в Вахрушевскую школу. В 1942 году она поступила в Свердловский мединститут, после его окончания в 1948 году была направлена в закрытый город атомщиков Свердловск-44, где почти два десятилетия работала заведующей терапевтическим отделением медсанчасти. Здесь ей довелось стать лечащим врачом супруги командующего в то время войсками Уральского военного округа Г.К. Жукова. А позднее поступило предложение из Москвы стать заведующей лечебным отделением в крымском военном санатории ракетных войск стратегического назначения Министерства обороны СССР «Фрунзенское». Идея устройства санатория в живописном месте горы Аю-Даг, между Ялтой и Алуштой, недалеко от лагеря «Артек», принадлежала непосредственно Г.К. Жукову. Там же располагалась его вилла, где он совмещал отдых и работу.
В те годы я часто ездил к сестре в гости, был знаком с ее знаменитыми пациентами-отдыхающими. Расскажу лишь один случай, он остался ярким эпизодом в моей памяти. Однажды с сестрой мы пошли в гости на дачу к Г.К. Жукову, она размещалась вплотную к горе Аю-Даг и была обнесена зеленым забором. Позвонили, вышел дежурный, пропустил на территорию. В большом зале на первом этаже нас встретил хозяин с женой Галиной Александровной и беседовал с нами минут двадцать. Георгий Константинович поинтересовался, откуда я приехал. Узнав, что из Кировской области, кивнул: «Знаю, проезжал, когда служил командующим Уральским военным округом». Спросил, кем работаю. Узнав, что на слободской мебельной фабрике инженером-строителем, одобрил: «Хорошая специальность». Я же обратил внимание, что на всех стенах облицованного дубом круглого зала, где нас принимали, были выведены кнопки – это была связь со всеми стратегическими точками СССР и стран Варшавского договора. О Жукове осталось очень хорошее впечатление – яркая внешность, сильное рукопожатие, прост в общении, разговаривая, смотрел прямо в глаза. Через два дня мы с сестрой встретили его на набережной, он прогуливался в белом кителе, высокий, импозантный, приветливо поздоровался с нами. Совсем недавно, в начале декабря этого года, отмечали 120-летие этого выдающегося человека нашей эпохи, и я с удовольствием припомнил незабываемые моменты знакомства с ним.
Доводилось мне встречаться в Крыму и с другими военачальниками, например, наблюдал не однажды, как И.С. Конев возвращался с пристани с длинной удочкой и уловом. Он дружил с мужем моей сестры Петром Максимовичем, тоже военным, майором, фронтовиком. Поэтому они любили повспоминать, поговорить о войне, особенно на рыбалке. А летчик Покрышкин каждый день совершал длительные пробежки около горы Аю-Даг. Высокий, красивый, в спортивном костюме, пробежит 10 км и идет на процедуры. Сестра всех своих пациентов в санатории очень тщательно обследовала и лечила, нередко становилась другом их семей и в дальнейшем поддерживала дружеские отношения. В ее фотоальбомах было множество фотографий с дарственными надписями высокопоставленных военных. Когда я был у нее дома в последний раз, предчувствуя скорую кончину, она предложила мне все их увезти с собой. Однако я счел это некорректным и взял лишь часть снимков, а после смерти Е.М. Сергеевой все ее личные вещи перешли в руки вдовы умершего сына.
На своей малой родине в Слободском сестра бывала редко, в последний раз вместе с братом Викентием она приезжала сюда летом 1998 года – они гостили у меня на даче в д. Вага, побывали на могилах родных в Успенском. Евгения мечтала съездить в Крым, навестить оставшихся в санатории коллег. Там ее любили, помнили и настойчиво приглашали приехать. А она болезненно воспринимала, что санаторий был передан министерству обороны Украины и не стало былого величия общесоюзной здравницы. Евгения работала в санатории «Фрунзенский» со дня его открытия на протяжении 29 лет, обладала уникальными методиками лечения, применяла их и в дальнейшем, еще несколько лет отработав после переезда из Крыма в подмосковном военном санатории «Вольгинский». Как врач она делала великое дело, возвращая здоровье и ставя на ноги признанных во всем мире полководцев и малоизвестных генералов и офицеров. Превыше всего она ставила выполнение своего врачебного долга и этим заслужила добрую память и почтение многих людей».
Анна ТИХОМИРОВА.
Фото из архива Г.М. Собакина.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.