ИЗ ИСТОРИИ ТЮРЕМНОГО ЗАМКА

1
386

18 апреля отмечается Международный день памятников и исторических мест. Старинный город Слободской напрямую причастен к этой дате. В газете «Центр города» в октябре 2017 года были опубликованы фотографии ряда исторических зданий нашего города и краткие о них сведения. Среди них было фото одного из корпусов слободского тюремного замка ХIХ века — здания бани и прачечной. Оно расположено во дворе школы №5 и представляет собой историко-архитектурную ценность, поскольку таких сооружений сохранилось очень немного. О слободском тюремном замке информации мало, поэтому решила обратиться к документальным источникам. Они свидетельствуют о следующем.

6 декабря 1843 года в г. Вятке был открыт тюремный комитет, а во всех уездных городах губернии — тюремные отделения. Управление тюремной системой принадлежало губернатору и градоначальникам. Губернатор имел право назначения, перемещения и увольнения с должности начальников тюрем и их помощников. Согласно проведенной переписи 1872 года, в 11 тюремных замках Вятской губернии содержалось более 1000 арестантов, состоящих под следствием и судом. В тюрьмах находились приговоренные к заключению на время от 2 месяцев до 1 года, осужденные на кратковременный арест от 1 дня до 3 месяцев и пересыльные арестанты. Они привлекались к общественно-полезному труду — занимались слесарным, портняжным, столярным, сапожным, кузнечным ремеслом, отпускались на частные земляные работы и заготовку дров. Например, известно, что в г. Слободском тюремные власти отдавали заключенных на откуп владельцу винокуренного завода Александрову.
В Вятской губернии второй половины XIX века насчитывалось 11 тюремных замков, столько же было арестантских домов в городах, 27 — в уездах. При полицейских управлениях и становых квартирах было 47 арестантских помещений. При волостных и сельских управлениях — 291 тюрьма и 5 этапных помещений. Во многих тюремных замках на пожертвования от граждан были образованы школы грамотности и библиотеки, были открыты домовые церкви. В г. Слободском в 1891 году устроена Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Слободской тюремный замок помещался в казенном здании (бывший двухэтажный дом Косарева на ул. Шестаковской, ныне ул.Гоголя, 97), устроенном на 25 арестантов. А содержалось их 30-60 человек, большая часть за злоупотребления по службе. Жителей города в числе заключенных не было. На содержание тюрьмы губернского подчинения Слободская городская Дума каждый год выделяла определенные средства, причем, опиралась в этом вопросе на поддержку состоятельных слобожан. Например, Слободской уездный судья в рапорте Вятскому губернатору отмечал: «По уставу общества попечительного и тюремного Высочайше подтвержденного в 7-й день ноября 1851 года в уездном городе назначено иметь отделение тюремного комитета, в котором директора должны быть назначены по представлению к президенту, вследствие чего имею честь, Ваше превосходительство, всепокорнейше просить, для открытия в городе Слободском отделения тюремного комитета, предназначить директором онаго уездного судью Емичева, городничего Фон Людвига, окружного начальника Чернядьева, земского исправника Хлюпина, уездного стряпчего Вепрева, городского голову Александрова, городового врача Ворожцова, протоиерея Преображенского собора Куртиева. При сем представлен список лиц, пожертвовавших в пользу заключенных. Некоторые от пожертвований отказались: так, бывший городской голова Гусев заявил, что более не может делать пожертвования. Деньги в сумме 330 рублей, собранные им ранее, внесены в Анфилатовский банк, и было о сем им донесено Вашему превосходительству. 15 мая 1852 года. Уездный судья Емичев».
30 ноября 1859 года из комитета в г. Слободской пришло письмо, адресованное купцам Николаю и Владимиру Герасимовым, а также еще ряду членов гильдии слободского купечества, о чем свидетельствует надпись на полях в левой части письма: «Михаилу Алексеевичу Бакулеву, Николаю Ильичу Косареву, Кондратию Николаевичу Платунову, Василию Васильевичу Александрову». В нем говорится: «Милостивый государь Николай Захарович и Владимир Захарович! Заботясь об улучшении нравственного и физического состояния содержащихся в Слободской городовой тюрьме арестантов, и на основании утвержденного устава общества попечительства о тюрьмах, приятно было бы найти в Вас помощника в этом христианском деле. Поэтому я поставил себе за удовольствие предложить Вам принять Ваше участие в устройстве тюремного отделения в звании члена онаго с ежегодным пожертвованием в пользу заключенным, сколько Вы найдете для себя возможным. (Подпись неразборчива). 16.11.1859».
Вскоре, 11 декабря 1859 года, в ответ на это письмо в комитет попечения о тюрьмах пришли заявления от слободских купцов Александра Прозорова, Владимира и Николая Герасимовых и Слободского уездного судьи Емичева об их согласии состоять в звании директоров Слободского уездного тюремного отделения и оказывать помощь к улучшению состояния содержащихся арестантов как личным участием, так и ежегодными пожертвованиями от 5 до 10 рублей серебром. В одном из заявлений читаем: «Ваше Превосходительство, на почтеннейшее Ваше предложение имею честь донести, что изъявляю желание принять на себя звание директора в открытом в городе Слободском тюремном отделении и ежегодном пожертвовании по 50 рублей серебром в пользу арестантов на все время состояния меня членом комитета. Вашего превосходительства покорнейший слуга, почетный гражданин города Слободского первой гильдии купец Василий Александров. 05.12.1859».
На очередном заседании директоров тюремного отделения 19 декабря 1867 года были рассмотрены заявления от судебного следователя 1-го участка Слободского уезда, титулярного советника Малиновского, штатного смотрителя слободских училищ, коллежского асессора Коробова, слободского помощника уездного исправника, коллежского асессора Булгакова и уездного исправника, стряпчего Лопатина, которые дали согласие принять на себя звание директора тюремного отделения с ежегодным пожертвованием на пользу заключенным каждый не менее 5 рублей. Также было озвучено, что в настоящее время находятся директорами трое, вносящих денежные пожертвования, — это уездный судья, исправник и градской голова, и не вносящих денег тоже трое: городовой врач, протоиерей Куртиев, священник Бобровский.
В материалах вятского губернского попечительного о тюрьмах комитета нашлось дело о награждении купцов Петра Ивановича и Ивана Ивановича Александровых за пожертвование ими 2000 рублей на устроение бани при слободском тюремном замке. Отмечалось, что деревянная баня и кухня развалились и пришли в совершенную непригодность, в любой момент может произойти обрушение потолка. А банею устранялась болезнь тифа, существовавшая в 1892 и 1893 годах.
Поэтому необходимо найти благотворителя в постройке вышеуказанных зданий. Об этом было донесено строительному отделению губернского правления. Баню необходимо устроить небольшую, в одну сторону на 4-х, а в другую на 3-х саженях с небольшой прачечной комнатой и сушилкой для белья над баней. Поручение составить смету и проект дано губернскому архитектору И.А. Чарушину.
Первоначально обращение с просьбой о помощи было сделано слобожанину М.П. Ончукову, директору тюремного отделения. Но он ответил отказом, сославшись на то, что в нынешнем лете оканчивает устройство в г. Слободском храма во имя Святителя Николая и приступил к устройству дома для приюта малолетних, но пожертвовал для устройства бани 200 рублей. В протоколе записано, что необходимо обратиться к Петру и Ивану Александровым — потомственным почетным гражданам г. Слободского, купцам первой гильдии. Петр проживает постоянно в городе Казани, который, можно надеяться, не откажется от предложения. Протокол заседания подписал член суда Н. Деньгин, купцы Иван Колотов, Михаил Ончуков, Александр Лыткин.
Вскоре на заседании была представлена казначейская квитанция о получении 2000 рублей на устроение бани. За такую щедрость комитет направил в адрес губернатора ходатайство о награждении Ивана Ивановича Александрова. О нем писали, что родился он 19.09.1865 года, состоит в благотворительных обществах Вятской губернии: Сарапульском, Слободском, Холуницком — и в Казанской губернии в совете православного братства святителя Гурия при Казанском кафедральном соборе, вспомоществовании учителям и учительницам Казанской губернии, Чистопольском обществе попечения о бедных. А по общественным учреждениям состоит в Малмыжском земстве уездным гласным и почетным мировым судьей. На то время ему было 30 лет. Обучался Иван Иванович в Императорском Казанском университете. Вятские губернские ведомости в номере 62 от 7 августа 1896 года отметили: «За благотворительную и общеполезную деятельность первой гильдии купцу, потомственному почетному гражданину И.И. Александрову вручена золотая медаль «За усердие» на Станиславской ленте для ношения на шее».
В конце 1905 года в адрес президента общества попечительного о тюрьмах комитета от Слободского уездного судьи Емичева поступило ходатайство на Фрола Петровича Лесникова, крестьянина Вятской губернии Слободского уезда Стуловской волости села Спасо-Подчуршинского, имеющего свой завод по выделке пушного товара (в дальнейшем меховая фабрика «Белка») и ведущий крупную торговлю. Он тоже изъявил желание вступить в число директоров Вятского губернского попечительного о тюрьмах комитета с уплатой установленного по сему званию денежного взноса. (На полях, с левой стороны написано карандашом: годовой оборот его производства за 1904 год составил 46000 руб., состоит в компании с Н.П. Рыловым). Ввиду щедрой благотворительности Ф.П. Лесникова эта просьба была выполнена, и 3 января 1906 года Фрол Петрович получил ответ об утверждении в звании директора Вятского тюремного комитета.
Эти документы, хранящиеся в Государственном архиве Кировской области, позволили приоткрыть завесу тайны тюремного замка, а также узнать имена слобожан, которые в ХIХ веке принимали участие в его обустройстве.

Т. А. Бакулева, краевед.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.