УЧАСТНИК ОПЕРАЦИИ «БЕРЛИН»

1
69
УЧАСТНИК ОПЕРАЦИИ «БЕРЛИН»

Одной из самых трудных и выдающихся по организации и выполнению операций первого периода Великой Отечественной войны явилась операция по нанесению бомбардировочных ударов по столице фашистской Германии – городу Берлину. Среди участников этой операции был наш земляк Виталий Александрович Косарев.

Он родился 23 июля 1921 года в селе Кожим Коми АССР. Когда ему исполнилось 7 лет, семья переехала в п. Летский рейд Слободского района. Виталий окончил Шестаковскую школу, а затем Читинское авиационно-техническое училище и в первые дни войны был направлен в район Ленинграда.
Своим родственникам и друзьям уже в послевоенное время Виталий Александрович рассказывал, как в августе-сентябре 1941 года русские самолеты бомбили Берлин и он в составе одного из экипажей бортмехаником участвовал в этих полетах. Он называл фамилии А.И. Молодчего (впоследствии дважды Герой СССР) и М.В.Водопьянова (Герой СССР № 6), которые тоже принимали участие в этой секретной операции ВВС СССР.
Я обратилась к Интернету и нашла фотографию летчиков, бомбивших Берлин в августе-сентябре 1941 года. На этой фотографии его родственница и друг узнали В.А. Косарева. В Интернете я нашла информацию, что 22 июля 1941 года немцы начали массовые налеты на Москву и объявили на весь мир об уничтожении советской авиации. Они были уверены в том, что ни одна русская бомба не упадет на города Германии.
Однако в ответ на начавшиеся налеты авиации противника на Москву Верховным Главнокомандованием перед ВВС КБФ была поставлена задача: «Нанести ряд бомбовых ударов по политическому центру фашистской Германии – г. Берлин». Первый налет на Берлин был произведен в ночь с 7 на 8 августа с аэродрома Кагул эстонского острова Эзель (современное название Сааремаа), самой западной точки СССР. Удар был нанесен с высоты 5500 метров, в результате в Берлине было отмечено несколько очагов пожара в районах стадиона, нового индустриального квартала, вокзала и телеграфа.
Этот бомбовый удар по Берлину имел огромный психологический эффект и резонанс во всем мире. Утром 8 августа берлинское радио передало сообщение: «Прошлой ночью крупные силы английской авиации в количестве 150 самолетов пытались бомбить нашу столицу. Из прорвавшихся к городу 15 самолетов 9 сбито». Буквально через час последовал ответ недоумевающей Би-БИ-Си: «Германское командование сообщило о бомбежке в Берлине интересно и загадочно, так как ни 7, ни 8 августа английская авиация над Берлином не летала». До полудня Москва выдерживала паузу. И ровно в 12 часов Совинформбюро передало сообщение советского правительства, что по столице фашистской Германии успешно отбомбилась наша авиация, в результате бомбежки в городе наблюдались взрывы и возникли пожары, а все самолеты вернулись на свои базы. В тот же день текст этого сообщения опубликовала газета «Известия».
Вылеты на Берлин осуществлялись также с острова Даго и аэродрома г. Пушкин. До 4 сентября было произведено 86 самолето-вылетов ДБ-3Ф, из них только 33 дошли до Берлина, 37 самолетов по различным причинам, главным образом, метеорологическим, не могли к нему выйти и бомбардировали другие города Германии. 18 самолетов из-за отказа материальной части и по метеоусловиям возвратились на аэродром с боезапасом. 18 самолетов были потеряны, но над Берлином — только один. 28 августа немцы заняли Таллин и Палдиски, в результате чего группа на о. Эзель была оторвана от баз более чем на 400 километров. Решением командования операция была прекращена.
За свои боевые заслуги полк, где служил В.А. Косарев, стал называться «16 Гвардейский «Рижский» Краснознаменный бомбардировочный полк». Он участвовал в крупнейших операциях Великой Отечественной войны. В.А. Косарев был награжден Орденом Боевого Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалью «За оборону Сталинграда». Получивший в училище специальность механика, он служил на аэродроме на подготовке самолетов к вылету, иногда в составе экипажа участвовал в полетах. В 1943 году он был награжден медалью «За отвагу». В наградном листе написано: «В действующей армии находится с 22 июня 1941 года. За время боевой работы обеспечил 227 боевых вылетов, из них на дальние цели — 6. Работал механиком самолета ИЛ-4. За хорошее знание материальной части, хорошую подготовку самолета к боевым вылетам переведен на должность техника авиационного младшего. Работая техником самолета, не имеет по своей вине ни одного случая отказа матчасти в воздухе или невыходов и возвращений. Отдает все свои силы и знания для лучшей подготовки самолета к боевым вылетам. Внимательно и своевременно производит осмотр и регламентные работы на моторах. Быстро и надежно производит замену моторов. За 5 дней был восстановлен самолет в зимних условиях на полевом аэродроме, после посадки с убранными шасси и приведен в боевую готовность. Не считаясь ни с чем, работал день и ночь для скорейшего ввода аварийного самолета в строй боевых машин. В трудных полевых условиях зимы было заменено 16 моторов. Материальную часть самолета ИЛ-4 и моторов М-88«б» знает отлично и эксплуатирует технически грамотно. Летчики, которые летали на самолете, подготовленном техником Косаревым, ценят его работу и любят его как хорошего специалиста». Но однажды у Виталия Александровича произошел конфликт с одним из летчиков. Последний проявил недоверие и утверждал, что самолет не готов к вылету. Тогда Виталий Александрович сам сел в эту боевую машину и совершил полет.
Со своей супругой Еленой Семеновной Виталий Александрович познакомился в начале войны. Она служила медсестрой в этом же полку. Фронтовой любовный роман имел продолжение — они поженились в 1945 году. После окончания войны В.А. Косарев служил в Польше, на Украине в Чернигове. В 1950 году в Казани окончил курсы подготовки летчиков и продолжил военную службу на Дальнем Востоке, в том числе в Корее. Бортинженером в составе экипажа летал на стратегических бомбардировщиках ТУ-4.
В 1958 году в звании капитана он закончил военную службу и с семьей приехал в Слободской. Первому сыну Геннадию к тому времени было 12 лет, второму Александру — 6 лет. Виталий Александрович и Елена Семеновна прожили в браке почти 60 лет. Через всю совместную жизнь пронесли друг к другу нежные чувства. Он не раз говорил ей: «Ты одна на миллион». Как только весной появлялись первые цветы мать-и-мачехи и подснежники, дарил их своей жене. Цветы дарил постоянно. Был настоящим мужчиной. У них три внука и девять правнуков.
Внук Григорий пошел по стопам деда: окончил авиационное училище, академию, а сейчас работает преподавателем в Военном учебно-научном центре ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в городе Воронеже. Находясь в запасе, Виталий Александрович был представлен к званию майора, был штатным сотрудником Союза обществ охотников и рыболовов. Елена Семеновна много лет посвятила медицинской службе в Слободском, стояла у основания развития акушерско-гинекологической помощи слобожанам. Виталия Александровича не стало в 2004 году, Елены Семеновны – в 2010. Добрая память о них живет в сердцах родственников, друзей и всех, кто их знал.

Л. Тимшина, краевед.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Огромное спасибо за Вашу статью о моих любимых родителей моего мужа Александра. Виталий Александрович был порядочным и скромным человеком, но в тоже время он был человеком своего слова и дела. Он и Елена Семеновна всегда были авторитетом для нас. Они пронесли свои чувства через всю свою жизнь и были примером для нас. Я очень горжусь, что у меня такие родные люди.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.