А.А. Ракитин: наряд длиной в 20 лет

0
289
А.А. Ракитин: наряд длиной в 20 лет

3 июля в нашей стране отмечали День ГАИ России. Люди этой профессии обеспечивают правопорядок на дорогах, трудятся в непростых условиях, порой рискуя жизнью ради нашей безопасности. Накануне профессионального праздника «Центр города» побеседовал с А.А. Ракитиным, начальником отделения ГИБДД МО МВД России «Слободской» (на снимке). Впрочем, это был не единственный повод пообщаться с главным слободским гаишником — 1 июля Алексей Анатольевич отметил профессиональный юбилей. Ровно двадцать лет назад он пришел на службу в ГАИ. Поэтому наше интервью мы строили как призму, сквозь которую пытались увидеть преломление тех или иных вещей и явлений.

— Как Вы стали сотрудником ГАИ?
— С детства мечтал быть водителем. Помню, когда был совсем маленький, мама подарила мне игрушечный грузовик — это была любимая игрушка. Ближе к школьному выпускному решил, что хочу связать свою жизнь со службой, стать человеком в погонах. В итоге, реализовал в одном две свои мечты: служу офицером, и моя работа связана с автотранспортом. В армии служил водителем. 1 июля 1998 года сразу после демобилизации пришел в ГАИ на должность инспектора-стажера дорожно-патрульной службы (ДПС). Затем был инспектором по розыску. В 2006 году меня назначили командиром взвода ДПС, а в 2012 году — начальником отделения ГИБДД МО МВД России «Слободской».

— Много ли сегодня в строю Ваших коллег, с кем начинали?
— Эти годы вместе со мной несут службу А.В. Пестов, В.А. Верстаков, А.Ю. Копытов, Н.В. Липнин, Р.Ш. Швангирадзе, А.А. Зонов, С.А. Кротов, Р.Л. Огорельцев. К.А. Харин.

— Какие функции сегодня обеспечивает Ваша служба, сколько человек трудится?
— Наша основная задача — сохранение жизни и здоровья всех участников дорожного движения, выявление причин и условий, которые способствуют совершению дорожно-транспортных происшествий (ДТП). У нас несколько направлений деятельности. Первое, которое все знают, — это ДПС. Еще мы обеспечиваем технический надзор. Эта работа с предприятиями и юридическими лицами по соблюдению требований законодательства в области транспортной безопасности (проведение плановых и внеплановых проверок и т. д.). Дорожная инспекция следит за содержанием улично-дорожной сети. Немаловажное направление работы — пропаганда. В составе нашей службы есть регистрационно-экзаменационное подразделение. Это выдача водительских удостоверений, проведение экзаменов, регистрация автотранспорта. Шестое направление — исполнение административного законодательства. Штат отделения на трех обслуживаемых территориях — 49 человек.

— А сколько человек служило в ГАИ, когда Вы были стажером?
— В 1998 году только в нашем взводе ДПС было 40 инспекторов. Сейчас 35 человек на три района. Сокращение штатной численности обусловлено очевидными факторами. Например, технический прогресс не стоит на месте. Всем известно, что широкое распространение получили аппаратные комплексы, способные заменить человека.

— Нас, общественность, в первую очередь интересует, конечно, не количество постовых, а безопасность на дорогах. Что говорит статистика, что изменилось за 20 лет?
— В прежние годы, например, заметно больше выявлялось случаев управления ТС в нетрезвом виде. В мои молодые годы сделать так называемую дежурную галку не составляло труда. Люди не боялись садиться за руль в пьяном виде. Сейчас законодательство ужесточилось, введена ответственность вплоть до уголовной. Статистика иллюстрирует, что это возымело эффект. Пьяных водителей стало меньше.
Автомобиль стал более массовым и доступным явлением. Но при этом количество ДТП с участием и по вине молодых водителей снижается. Это, на мой взгляд, говорит о качестве обучения водителей и приемке экзаменов. Процедура стала строже и прозрачнее. За последние годы мы стали больше пресекать превышение скоростного режима. Может быть, отчасти, современные мощные автомобили провоцируют их владельцев погонять быстрее, чем можно. Мы же стали более вооружены аппаратурой, позволяющей пресекать это правонарушение. От этого и статистика ползет вверх.
В Слободском в последние годы заметно лучше стали дороги. Как горожанина меня это радует, но как инспектор я вижу увеличение роста ДТП из-за превышения скоростного режима. Качество дорог соответствует современным требованиям, они ремонтируются с соблюдением технологий, радует наличие гарантийных обязательств, но тревожит отсутствие тротуаров на некоторых участках. Мы работаем во взаимодействии с органами местного самоуправления, требуем выполнения возложенных на них мер по обеспечению безопасности. Но в глубине души по-человечески понимаем, что бюджетные возможности наших коллег весьма ограничены.

— За минувшие 20 лет за рулем появилось заметно больше представительниц женского пола. С кем, мужчинами или женщинами, приятнее иметь дело?
— Мы одинаково беспристрастно относимся ко всем участникам дорожного движения, перед законом все равны. Не вижу ничего дурного, что женщины все больше садятся за руль. Они, на мой взгляд, более ответственны, дисциплинированны. Материнский инстинкт, видимо, заставляет их чаще думать о безопасности. Впрочем, чего греха таить, попадаются и пьяные дамы за рулем. Считаю, во всем должен быть баланс. Например, не каждая женщина сможет поменять колесо. А в случае необходимости любой уважающий себя мужчина придет на выручку. Не раз наблюдал такие сцены. Вообще, люди стали больше помогать друг другу на дороге. Культура поведения на дороге, во всяком случае, в нашем городе, в последние годы меняется в лучшую сторону. Часто можно видеть, как водители проявляют взаимовежливость, уступая дорогу, благодарят друг друга «аварийкой». На это всегда приятно смотреть, это намного лучше автохамства и лихачества.

— На Ваш взгляд, как поменялось отношение общества к сотруднику ГАИ?
— Кто-то относится с пониманием, кто-то наоборот. 20 лет назад все было намного хуже. Помню, как инспектору могли нахамить, предложить выяснить отношения во внеслужебное время. Сейчас никому в голову не придет преследовать сотрудника ГАИ за исполнение своих служебных полномочий. Россия — правовое государство, и правовая система страны за минувшие двадцать лет претерпела колоссальные изменения. Сейчас защищены права не только участников дорожного движения, но и полицейских.

— В эти дни нельзя не спросить: кто из наших сотрудников отделения ГИБДД МО МВД России «Слободской» несет службу на Чемпионате мира по футболу?
— Двое наших коллег обеспечивают порядок на дорогах в городе Казани. Это инспекторы ДПС А.И. Гурин и Д.С. Юдин. Сообщают, что быт хороший, несут службу по 12 часов в сутки.

— Ваши пожелания коллегам и ветеранам в День ГАИ?
— Желаю, чтобы на их дороге жизни не было ни пробок, ни аварий, ни тяжелых погодных условий. Пусть дорожное полотно будет всегда наивысшего качества, а пункт назначения — родной дом — полон счастья и любви. Крепкого здоровья и хорошего настроения!

Вопросы задавал
Евгений Рычков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.