От ямщика купцов Александровых до чемпиона мира

0
238

В конце ноября 2018 года исполнилось 145 лет со дня рождения нашего земляка, легендарного силача с мировым именем Григория Ильича Кощеева (12.11.1873-14.05.1914 (по ст. стилю). В начале ХХ века имя борца-великана Кощеева гремело не только в России, но и за границей. Оно и по сей день живет в народе – слобожане старшего поколения помнят широко бытовавшую в их детстве поговорку: «Сильный, как Гриша Косинский», об этом человеке ходили легенды. Сегодня подробную информацию о Г.И. Кощееве как борце можно найти в Интернете. Но земляки по-своему трактуют некоторые эпизоды его жизни, основанные на личных воспоминаниях и народных преданиях об этом человеке.

Вятский самородок
В 2013 году в г. Кирове вышел сборник рассказов «Вятский самородок Григорий Кощеев». Его автор – А.А. Кулябин, житель с. Коса Зуевского района. Неподалеку от этого села в починке Салтыковский Косинской волости Слободского уезда (ныне Зуевский район) родился Григорий Кощеев. Нужно отметить, что в ранних публикациях и в Интернете его фамилия пишется через букву «а». Но автор сборника установил, что, оказывается, одна половина жителей починка носила фамилию Кащеев, а другая половина – Кощеев. А так как автор утверждает, что отец Григория носил фамилию Кощеев, то и мы в этой публикации будем писать ее через «о».
Вот лишь некоторые факты из жизни Г.И. Кощеева. Он родился в крестьянской семье и уже в 12 лет был не по возрасту здоровяком, работал наравне с мужиками, а к 15 годам перерос всех взрослых парней. Он был настолько громаден, что не мог подобрать себе лаптей, и потому плел их себе сам. А валенки ему катали из 10 фунтов шерсти, тогда как другим хватало половины. Гриша легко мог поднять бревно с мужиками и устроить веселую карусель, вращая все это над головой. Сила его била через край.
Однажды его мать услышала крики мальчишек и выглянула в окно. Ее сын катил телегу, груженую зерном. На телеге лежало пудов двадцать, да еще ребята сидели на мешках. «А где лошадь?» — спросила матушка. «А чего ее зря гонять? Пусть отдохнет, на гумне оставил», — последовал ответ сына.
Григорий рос работящим, крепко привязанным к земле. Когда хозяйство Кощеевых разрослось – братья и сестры обзавелись семьями, то он никому не доверял и один пахал огромное поле. Зимой деревенские занимались извозом, ездили в соседнюю Сосновку на винокуренный завод, построенный слободскими купцами Александровыми. Управляющему сразу понравился молодой силач, и он предложил Григорию работу на складе. Гриша один заменял нескольких рабочих, разгружал мешки с зерном, один за троих крутил ворот копра. Бочки со спиртом взвешивали на скалочных весах, при этом 3-4 мужика нагружали бочку и ставили гири 25-30 пудов. Григорий справлялся с этой работой в одиночку, а еще на зависть грузчикам десятки раз без перерыва крестился двухпудовой гирей.

Настоящий исполин
Однажды на спор с кладовщиком Гриша связал веревкой 12 двухпудовок, добавил одну пудовую гирю и обнес эту 400-килограммовую связку вокруг склада. Пройдя кругом, бросил гири на землю со словами: «Гони деньги». Когда кладовщик пожалел отдать проспоренные 5 рублей, Григорий рассердился и, сжав кулаки, пошел на обидчика. Тому пришлось отдать деньги, а окруживший их народ смеялся над обманщиком. Злопамятный кладовщик этого не простил, и Григорий был вынужден уволиться со склада и работать на железной дороге в Зуевке, а затем занялся ездить со спиртовым обозом от Соколовки до Слободского и обратно. Восхищению Гришиной силой в народе не было предела. Он легко таскал шпалы, бревна, гнул ломы диаметром в дюйм – по тем временам просто исполин!
Однажды в ноябре 1905 года в Слободской приехал цирк-шапито, где силач Федор Бесов рвал цепи, жонглировал с завязанными глазами трехпудовыми гирями, гнул медные пятаки и предлагал за награду побороться и положить его на лопатки. Однако сделать этого никому не удавалось. По воле случая на аттракционе присутствовал становой исправник, который являлся большим почитателем борьбы. Он приказал сыскать Кощеева и доставить в участок. «Надобно тебе, Григорий, в цирке с силачом Бесовым побороться, честь уезда отстоять, — уговаривал Гришу страж порядка. – Наслышан народ о твоей силушке, вот и покажи ее, силушку-то свою. Ежели победишь, мы тебе еще и от себя денег соберем, с шапкой по рядам пройдем!»
На следующий день Кощеев пришел в переполненный цирк и откликнулся на вызов силача, предлагавшего победителю 25 рублей. И со второй попытки, освоившись на ковре, поднял циркача, крутанул и, бросив, прижал к полу. Слобожане ликовали. С этой минуты Григорий Кощеев начал свое восхождение к мировой славе. Наутро он отдал свою лошадь землякам и уехал с цирком из Слободского, вместе с Федором Бесовым став артистом-гастролером.

Бродячие артисты
Они гастролировали по всей матушке России со своими силовыми номерами – жонглировали гирями, гнули подковы и пятаки, рвали цепи, дробили камни. Брали двухдюймовую широкую доску длиной в 5 метров и ставили ее на чурбаны. Затем приглашали желающих вплотную сесть на доску и поднимали ее руками, длительное время удерживая на весу перед зрителями. Целый год гастролировали Бесов и Кощеев по провинциальным городам царской России, и всюду им сопутствовал успех. Но если для Бесова это была обыденная работа ради заработка, то Кощеев приобретал опыт, азы и профессиональные навыки французской борьбы, которые впоследствии позволили ему выйти на высокий борцовский уровень.
Счастливый случай свел его в 1906 году на казанской ярмарке с настоящим борцом – чемпионом Европы Иваном Заикиным, возглавившим чемпионат борьбы в цирке Никитина. Заикин взял Кощеева к себе, стал усиленно тренировать, помог освоить борцовскую технику.

На большой арене
Скоро вятский парень стал грозой маститых борцов и спокойно клал на лопатки прославленных чемпионов. Систематические победы, громадные габариты – рост 215 см и вес 160 кг, простые одежда и манеры Кощеева импонировали рабочему люду и способствовали его триумфальным выступлениям в российских городах.
В 1908 году Г.И. Кощеев стал участником Всемирного чемпионата в Париже, который проходил в «Казино де Пари» с участием сильнейших борцов планеты. Среди них были чемпион чемпионов Иван Поддубный, чемпион мира Иван Заикин, венгр Янош, грек Караман, турок Пенгаль, немец Шнайдер, японец Оно Окитарио, французы Эйжен и Эмбаль Кальметт, итальянец Райцевич. На чемпионате даже Поддубному нелегко было уложить вятского великана — схватка с Кощеевым длилась почти 6 часов, и только спортивный опыт позволили Поддубному добиться победы.
После этого портреты Г.И. Кощеева не сходили со страниц газет, знатные люди снимали перед ним шляпы, а офицеры наперебой приглашали к своему столу. Он входил в четверку сильнейших борцов мира, был одним из самых сильных людей планеты! Однако слава и деньги не вскружили голову Грише, он тяготился жизнью в столице и часто повторял: «Вот право, все брошу, уйду из цирка, вернусь домой, землю пахать буду». И вскоре, невзирая на блестящую бойцовскую карьеру и уговоры антрепренеров, сдержал свое слово.

Сердце не выдержало
Последний раз Гриша Косинский боролся в 1911 году в Вятке в цирке на Ивановской площади. Одного за другим он ежедневно укладывал своих противников – Комберга, Дмитриева, Мкртичева, Винтера и других, вызывая восторг земляков. А после окончания гастролей неожиданно для всех уехал в родные Салтыки, женился и зажил своим хозяйством. Через год у него родился сын, еще через пару лет – дочка. Своими руками он построил новый дом, купил лошадь, вырастил от нее хорошего жеребенка Пегашку, за которого на сельскохозяйственной выставке в селе Коса получил премию.
В мае 1914 года в Салтыки приехали борцы, чтобы уговорить Григория вновь отправиться с ними на гастроли. Он радостно встретил старых друзей, но от предложения категорически отказался: «Дети маленькие, как их оставишь». Уехали гости, а Гриша, вспомнив минуты славы, занервничал – дело дошло до сердечного приступа. Не успел приехать фельдшер, как Григорий Ильич умер. Односельчане обвиняли в смерти 41-летнего здоровяка приезжавших борцов, мол, они отравили его из-за конкуренции. Но вскрытие показало, что причиной смерти стал разрыв сердца. К сожалению, уже к середине прошлого века дом Г.И. Кощеева не сохранился, затерялось и место его захоронения, хотя сельское кладбище, где он был похоронен, существует и по сей день.

Наш герой
«К сожалению, сегодня имя этого выдающегося российского суперборца начала ХХ века в Слободском не на слуху. А ведь он родился в бывшем Слободском уезде. Именно наш город дал путевку в жизнь будущей знаменитости, здесь Григорий познакомился с Федором Бесовым и отсюда уехал с ним на гастроли», — считает слобожанин А.В. Чашников. Алексей Васильевич предоставил редакции «ЦГ» из своей коллекции эксклюзивные иллюстрации для этой публикации, а также подчеркнул, что Гриша Косинский был ямщиком и грузчиком в спиртовых обозах, которые курсировали между Слободским и Соколовским винокуренными заводами, принадлежавшими слободским купцам Александровым, и неоднократно бывал в нашем городе.
Таким образом, имя Г.И. Кощеева связано со Слободским многими нитями. А это значит, что слобожане с полным правом могут называть атлета не только своим земляком, но своим героем и спортивным кумиром с мировой известностью. Такой легендарный человек достоин, чтобы о нем знали молодые фанаты спорта, чтобы в его честь устраивались спортивные состязания. В год 145-летнего юбилея Г.И. Кощеева самое время об этом задуматься.

Анна Тихомирова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.