В атмосфере студенческой жизни

0
7

25 января 1755 года был издан указ об основании Московского университета. Раньше эта дата в церковном календаре считалась днем памяти мученицы Татианы, а с того времени стала отмечаться еще и как день студента. В марте 1995 года в силу вступил Федеральный закон, согласно которому у праздника появилось официальное название – День российского студенчества. Его отмечает и молодежь города Слободского, которая учится в Слободском колледже педагогики и социальных отношений. Есть в нашем городе такие люди, которых можно назвать вечными студентами педучилища – они не только закончили это старейшее учебное заведение, но и работали в нем, посвятив трудовую жизнь обучению и воспитанию слободского студенчества.

Среди ветеранов педучилища — Отличник народного образования, слобожанка с 63-летним трудовым стажем Нина Анатольевна Грязева, которая работала здесь с 1964 по 1998 годы. По просьбе редакции «ЦГ» она рассказала о своей студенческой юности и педагогической деятельности: «В Слободское дошкольное педучилище я поступила в 1954 году, закончила в 1956 году с Красным дипломом. Поначалу я не думала там учиться и после окончания 7-й школы вместе с подругой Ритой Загарских уехала в Иваново поступать в химико-технологический институт. Когда успешно сдала два вступительных экзамена, оказалось, что в Слободском педучилище впервые набирают группу девушек, окончивших не 7, а 10 классов, и принимают их без экзаменов. Узнав об этом, моя мама записала меня в педучилище и велела ехать домой.
В нашей группе местных девочек было немного, к нам в Слободской приехали учиться очень серьезные студентки из других городов, большинство из них не прошли по конкурсу в педагогические институты. Через два года учебы у нас было всесоюзное распределение, и девочки разъехались по всей стране, многие сразу стали заведующими детских садов.
Помню, когда я пришла в педучилище, там стояли длинные деревянные столы и скамейки, было печное отопление. Затем на протяжении времени учебные помещения видоизменялись, приобретая современный вид. Годы студенческой юности запомнились мне, прежде всего, напряженной учебой. Подбор кадров в то время был уникальным, нас учили очень мощные преподаватели, с которых мы брали пример во всем. Классным руководителем была Елена Петровна Благовещенская. Выразительное чтение преподавали Ираида Ивановна Санникова и Евгений Алексеевич Якимов, дошкольную гигиену – Августа Александровна Попова. Нас учили умению двигаться, танцевать, петь, рисовать, мастерить, лепить, общаться с родителями. Два раза в неделю были уроки музыки, причем, на таком уровне, что после первого года обучения я играла этюды на концерте. А приехав в Сухоборку по распределению воспитателем детского сада, была дополнительно оформлена на 0,5 ставки музыкальным руководителем.
Из нас, студентов, преподаватели пестовали настоящих профессионалов своего дела, которые не боятся работы. Запомнилось, как мы всей группой дружно копали картошку в подшефных колхозах «Родина», «Россия», «Красная Талица», оформляли городскую площадь к Новому году – делали большие игрушки на елку, лепили из снега и раскрашивали снежные фигуры. Рядом с педучилищем стояла воинская часть, и по субботам устраивались танцевальные вечера под радиолу. Мы танцевали вальсы, танго, фокстроты. На танцы в педучилище приходили городские парни и солдаты. Последние выгодно отличались от слобожан своим сдержанным поведением, выправкой, дисциплиной, и у нас, взрослеющих девчонок, формировалась культура поведения и дружбы с противоположным полом.
Во времена моей студенческой юности еще не было телевизоров, зато в ДК им. Горького часто приезжали с выступлениями именитые артисты. Чтобы ходить на них бесплатно, подружка Валя Самоделкина сагитировала меня записаться в танцевальный кружок Дома культуры к Надежде Васильевне Гуриной. Это было счастьем, что я к ней попала и могла танцевать на великолепной сцене ДК, к тому же кружковцы имели возможность на приставных стульях в зрительном зале смотреть все концерты и спектакли, которые шли в Слободском.
Каждая из студенток-выпускниц уезжала на работу с педагогическим приданым, которое собрала за годы учебы. Перед выпуском устраивался смотр этого приданого, и мы демонстрировали, какие материалы и книги приготовили для своей будущей работы. На мой взгляд, это был очень ценный методический прием, с помощью которого преподаватели настраивали студентов на творческую работу.
Оба года учебы меня избирали в комитет комсомола педучилища. Расскажу один случай. Недавно ко мне обратилась пожилая слобожанка: «Вы Нина Анатольевна?» Я в ответ спросила: «А Вы откуда меня знаете?» Она говорит: «Так Вы же у нас пионервожатой были в 13 школе на Демьянке». И тут я вспомнила, что студентами педучилища мы работали во всех школах города пионервожатыми. Вот ведь как бывает — спустя десятилетия, тебя узнают на улице люди и тепло вспоминают свое детство! Кипучая жизнь студенческих лет была самыми лучшими годами, сформировала активную жизненную позицию, я благодарна судьбе, что она свела меня с дошкольным делом.
Через 8 лет после выпуска директор педучилища Юрий Алексеевич Новоселов пригласил меня на работу методистом заочного отделения, затем я работала заведующей заочного отделения, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, с 1985 по 1988 годы – директором педучилища, затем снова зам. директора, а будучи на пенсии, комендантом общежития. Все годы я находилась в атмосфере студенческой жизни. Было время, когда на очном отделении училось 500 студентов и еще столько же – на заочном. В детских садах не хватало кадров, и в Слободском педучилище готовили воспитателей для Кировской области и страны, в том числе работающих с детьми раннего возраста.
В те годы в педучилище появилась ставка освобожденного секретаря ВЛКСМ, который занимался воспитательной работой среди студентов. Вначале на эту должность из Омутнинска к нам направили Людмилу Ивановну Пестову, затем ее сменила Лариса Анатольевна Шихова. Они развернули такую работу, что комсомольская организация педучилища была не только самой крупной, но и самой сильной в городе. В то время на базе педучилища был открыт музей С.М. Кирова, устраивались слеты отличников и ударников учебы, которые становились праздником для всех студентов. Наши студенты работали в стройотрядах, например, принимали участие в строительстве школы ДОСААФ, ездили на юг на уборку фруктов. На самом высоком уровне в педучилище была развита художественная самодеятельность, проходили Дни здоровья, спартакиады и множество других мероприятий, которые объединяли студентов и воспитывали социальную активность.
Каждый год наши выпускницы разных лет собираются на встречи по случаю 20, 30, 40 и даже 50-летия со дня окончания педучилища. Этим летом мне довелось стать участницей одной из таких очень теплых встреч, на которую приехали 24 человека из 2 «е» группы, где я преподавала. Девочки с благодарностью вспоминали студенческие годы и тех, кто их учил.
За время работы в педучилище я дважды принимала участие в съездах Педагогического общества России в Колонном зале Дома Союзов в г. Москве, побывала во всех педучилищах столицы и ряда крупных городов, изучала передовой опыт кирово-чепецких детских садов, в Кировском институте усовершенствования учителей руководила работой завучей средних учебных заведений области. Каждая командировка меня подпитывала, и все новинки педагогической науки я стремилась донести до преподавателей и студентов педучилища. Моя жизнь связана с этим учебным заведением с 1954 года и по сей день. Благодарна, что директор Ольга Михайловна Шеренцова и преподаватели педколледжа сегодня поддерживают и развивают традиции, заложенные еще в наши студенческие годы. Мы, ветераны педучилища, видим это, когда приходим на встречи со студентами. Как и мы, молодежь педколледжа любит свою альма-матер, давшую путевку в профессиональную жизнь многим поколениям слободских студентов».

Надежда Сергеева.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.