В.Н. Лумпов планирует вернуться в большой спорт

1
729
В.Н. Лумпов планирует вернуться в большой спорт

В нашем городе живет и трудится много достойных и уважаемых людей. Результаты большинства, может быть, не очень заметны, хотя и важны для общества. Достижения других на виду и в разное время принесли не только признание лично человеку, но и прославили город Слободской. Один из таких людей — Владимир Николаевич Лумпов, мастер спорта международного класса, дважды чемпион мира по ледовому спидвею, шесть раз чемпион России, Почетный гражданин города Слободского. Немало наших земляков достигали высоких результатов в различных видах спорта, но международное признание получили единицы. Наверное, еще многие слобожане помнят, как в начале двухтысячных телеканал «Евроспорт» вел трансляции с Чемпионата мира, и мы видели на ледовой дорожке нашего В.Н. Лумпова, вместе со всей страной болели за него. Сегодня Владимир Николаевич отмечает свой 50-летний юбилей. Специально для читателей «Центра города» он рассказал, как смог дважды подняться на самую высокую ступень спортивного пьедестала, почему не уехал из Слободского, имея возможность, и когда планирует вернуться в большой международный спорт.

— Расскажите, как Вы попали в большой спорт?
— Все началось с того, что тридцать лет назад, в марте 1989 года, в Саранске проходил Чемпионат Советского Союза среди юниоров, и я там занял третье место. Выступал я от команды меховой фабрики «Белка», тогда фабрика выставляла свою команду на всесоюзных соревнованиях. Мой тренер Н.А. Жилин настаивал участвовать во всех состязаниях. До этого я хорошо проехал полуфинал в Подольске, ну и отобрался на финал. Помню, стояла такая же погода, как сейчас, оттепель, но я готов был всегда ехать. Это был большой успех не только для слободских спортсменов, но и для всей Кировской области. На основании этого результата меня включили в сборную Советского Союза. Решение о моем зачислении в сборную принял тогда старший тренер страны по мотогонкам на льду С.А. Старых (до сих пор мы проводим в его честь спортивные мероприятия).
Мне тогда было двадцать лет, некоторое время как спортсмену давали отсрочку от армии, но после этого Чемпионата 15 июня меня призвали на срочную службу в ряды Советской армии. Я служил в Кильмези, а в сентябре пришел вызов из штаба корпуса срочно явиться на учебно-тренировочные сборы в город Видное. От кировского ДОСААФ выдали командировку, и я поехал. Два года службы и тренировок пролетели незаметно.
Первыми соревнованиями был Чемпионат страны 1989 года в Ижевске и Саранске, я был тогда шестым на России и десятым на Союзе. В то время на финальные заезды Чемпионата Советского Союза брали первую десятку с Чемпионата России, остальные спортсмены были из Москвы и Санкт-Петербурга. Уже в 1993 году мы с Александром Зайцевым, выступая от Кировской области, выиграли командный Чемпионат России, который проходил в Вятских Полянах.
После этого все стремительно пошло вверх. В сборной России мне выдали мой первый мотоцикл, до этого я все ездил на белковском, красивую форму, шлем. И впервые я попал заграницу. Наш первый сбор был в Польше в 1994 году, это был полуфинал Чемпионата мира. Там я оказался третьим, сразу мне присвоили звание мастер спорта международного класса.
Соревнования проходили в Варшаве, первый раз на искусственном льду, все красиво, незнакомо, огни, техника, освещение, полный стадион народа. В то время я служил по контракту в ЦСКА-ВВС в Самаре, в начале 90-х такие спортивные клубы были в Санкт-Петербурге, Чите и Екатеринбурге. ЦСКА-ВВС поддерживали многие виды спорта: бокс, хоккей, велосипедный спорт и т.д. За команду Самары я выступал до 1997 года, было небольшое финансирование от самарского автоагрегатного завода «КЗАТЭК», они спонсировали наши поездки на соревнования. А мы почти всегда в 1994-1996 годах были победителями и призерами Чемпионата России.
В 1994 году в Оренбурге я стал первым на России в личном зачете. Я был на подъеме — ехал мимо всех, соперники тогда только вернулись с отборочных соревнований Чемпионата мира. Все на крыльях, а тут я, можно сказать, из деревни в фуфайке, обогнал их. Видимо, тогда был пик моей спортивной формы.
Следующий такой период был в 1998 году, когда мы с Александром Балашовым выступали от московской команды. Я в Самаре служил, но им нужен был только результат, фамилия Лумпов, боец Лумпов везет результат на Чемпионате России, мира, и неважно, за какую команду он едет, он всегда вез очки спорту.
Мы ехали командой на этот Чемпионат мира. Команда — это три человека, один из них запасной. Первый заезд был со сборной Германии, в составе ехал Михаэль Ланг и Гюнтер Бауэр, сильные и именитые спортсмены, но мы были быстрее. Дальше нам повезло в заезде со шведами — тоже очень сильной командой. Начался обильный снегопад, как стена. Именно в две минуты заезда я выиграл старт, и мы от них оторвались. Даже боя не получилось. Тогда мы первый раз стали чемпионами мира по ледовому спидвею.
В 2003 году на Чемпионате мира я был уже капитаном сборной России, стал третьим в личном зачете и пятым в 2005 году. Вообще, я двенадцать лет подряд участвовал в мировых первенствах по мотогонкам на льду, семнадцать лет был в сборной РФ. Последний раз был на Чемпионате мира в 2007 году.
— Первый приезд заграницу, расскажите свои впечатления. Были ли мысли остаться там выступать, работать?
— Как я уже говорил, первый раз я попал на сборы в Польшу в 1994 году. Не скажу, что очень удивился, мы же много по России ездили, повидали немало. Конечно, у нас в стране были сложные времена, а там чистота, газоны, дороги. Может, и было больше возможностей, например, для нашей же техники в Союзе, да и в России 90-х запчасти для мотоциклов, экипировку было сложно найти. Тогда из заграницы я для нашего мотоклуба вез полный фургон запчастей, которых у нас в стране не купишь, мотоциклы, двигатели и т.д. Но до сих пор славятся наши умения по ошиповке колес для мотоцикла, иностранные мотогонщики покупают их у нас. Мы у них покупаем покрышки, а у нас в Вятских Полянах делают самые лучшие в мире шипы, а уже мы их собираем.
Нам тогда платили небольшие призовые деньги, но были средства и от спонсоров. Когда за Москву выступал, был хороший спонсор «Росконтрактпоставка», они занимались экспортом вин, сигарет и т.д. Если бы мне тогда кто-то сказал: «Вова, не трать деньги на эту мелочь, а вложи в бизнес или предприятие», — то сейчас было бы по-другому.
У меня не было мыслей остаться там, заграницей, или даже в более крупных российских городах, например, в Самаре или Саранске. Здесь, в Слободском, у меня была семья, которая всегда меня ждала. На сборы обычно я уезжал в ноябре и возвращался в марте.
— Останавливали ли Вас когда-нибудь инспекторы ДПС?
— Я только получил права категории «А», мне было 16, и был у нас мотоцикл «ИЖ» с коляской. Видел, что многие едут с поднятой коляской, попытался повторить, а за мной гаишники, оказывается, ехали, остановили, дырку в талоне сделали. Тогда техникой интересовались многие ребята, и заниматься в мотосекции было престижно. Конечно, мы все тоже хотели туда ходить.
Я на станции юных техников занимался в секции картинга у В.В. Чурина. Три раза выиграл зимние соревнования по картингу, понял, что прогресса не будет, пошел в мотосекцию в 1984 году. Пришел на первое занятие, заставили дрова пилить, отопление у нас было местное. Конечно, не понравилось после картинга. На станции тепло всегда было, а тут голое поле, холодный гараж. Но затянуло, не бросил. Родители пришли, посмотрели гараж, видят, серьезные ребята, обстановка им понравилась, мама особо не переживала, там ведь никто не курил и не употреблял спиртное.
— Влияет ли вес, рост на результаты мотогонщика? Помимо самих гонок на стадионе и подготовки техники, как Вы тренировались?
— После школы мы каждый день бежали в мотоклуб, руководил которым Николай Александрович Жилин. Два раза в неделю у нас была физподготовка — в Заречном парке лазили на столб, который всегда ставили на Масленицу. Мы на него залезали с закрытыми глазами, также был специальный тренажер. Кроссовый мотоцикл стоял на подкатке, был он без сиденья, без бака, на нем стоишь, дергаешь за руль, вместо колеса маятник, т.е. вес мотоцикла ты должен был поднять своим весом. Турник у нас всегда блестел, потому что постоянно подтягивались. Также мотогонщик должен уметь падать, если не умеешь падать, то ломаешься. Поэтому наш тренер хорошо учил нас этому. Вывозил в Верхние Кропачи, откуда мы кубарем катились с горы, учились группироваться. Летом всегда мотокросс там же, в В. Кропачах, где была очень хорошая трасса. В 1977 году там даже проводили полуфинал Всероссийских соревнований по мотокроссу.
Прежде всего, у мотогонщика должна четко работать голова, быть развита интуиция, высокая концентрация внимания, ты должен следить не только за своей дорогой, но и чувствовать, где твои соперники поедут, снаружи или внутри. Когда не первый раз на соревнованиях с соперником, ты знаешь, где он, возможно, поедет. Моя дорога всегда была по наружному кругу, как у Анатолия Бондаренко (советский мотогонщик, выступавший в спидвее и спидвее на льду, неоднократный чемпион СССР и мира, заслуженный мастер спорта СССР (1980) — прим.ред.).
Вообще, история слободского мотоклуба идет с 70-х годов, я в нем с 80-х, когда сам пришел в секцию. Позже, когда закрылась меховая фабрика, нам отрезали электричество, сказали: «Выбирайте, создавайте свою организацию, куда будем присылать счета за свет». Тогда я и создал автомотоклуб «Виктория». Можно сказать, я и моя семья — единственный источник его финансирования. Сейчас в мотоклубе состоят и занимаются наши слобожане, летом гоняют на мотоциклах, приходят в клуб и их дети, помогают на соревнованиях, судят. А так они работают кто где: кто на лесовозе, кто в газовой службе, кто в администрации. На ком держится все — это состав из пятнадцати человек.
— Сегодня, помимо мотоклуба «Виктория», Вы чем живете?
— Как только лед на стадионе «Труд» начинает таять и сезон массовых катаний на коньках заканчивается, я сажусь за руль грузовой машины и еду работать, добывать хлеб для своей семьи. С марта и до первого снега езжу по всей России. Обычно командировки по 5-7 дней, в кабине не живу, из рейса возвращаюсь домой. Сейчас, когда дети выросли, стараемся с женой куда-то выезжать на этой же грузовой машине, на День Победы уже несколько лет ездим в города-герои: Новороссийск, Москву, Санкт-Петербург. Друзья по мотогонкам у меня по всей стране, удается повидаться с ними в командировках. Можно сказать, занимаюсь любимым делом в удовольствие.
— Сборы, проходящие на слободском стадионе «Труд», на которые приезжают иностранцы и ведущие спортсмены страны, — это как возможность, попытка оставаться в профессии, тусовке и сообществе мотогонщиков? Ведь они едут в Слободской, отчасти, все равно к Вам.
— Прежде всего, мы это делаем для слобожан, чтобы они видели, что ледовый спидвей живет и развивается в нашем городе. Спортсмены, которые приезжают к нам на сборы, это дети тех мотогонщиков, с которыми я когда-то выступал. Например, приезжает тренироваться Ханс Вебер, его отец Хельмут Вебер был неоднократным победителем чемпионатов Германии, неоднократным участником чемпионатов мира. Всегда приезжает второй состав сборной России, это, скажем, молодые гонщики, которые только начинают участвовать в больших соревнованиях. Первый состав обычно тренируется в Каменск-Уральске или Стерлитамаке. На эти площадки идет финансирование Федерации, но тоже, как по лезвию ножа, либо есть погода и лед отличный, либо нет. В Слободском лед есть в сезон всегда, мотогонщики привыкли, даже говорят: «Мы не понимаем, почему на улице дождь идет, а у Лумпова лед замерзает».
— Следите ли Вы за успехами российских современных мотогонщиков?
— Слежу, смотрю, но редко, потому что в сезон всегда на стадионе. Наша сборная по мотогонкам всегда впереди на мировом Чемпионате. Зрителем поехать не могу, потому что не хочу снова заболеть этим. Ждал, когда исполнится 50 лет и снова сяду на мотоцикл.
Сейчас проводят Международные соревнования среди ветеранов мотоспорта, на которых выступают и чемпионы мира, и чемпионы своих стран в возрасте после 50 лет. В следующем году планирую поехать на такой чемпионат. Сейчас готовлю себе мотоцикл, на котором начинал тренироваться, у него жесткая несовременная рама, мотор 80-х годов производства. В том и интерес, что на этом Чемпионате среди ветеранов спортсмены ездят на мотоциклах своего времени. Такие негласные правила. Приходит мое время. В позапрошлом году эти соревнования прошли в Московской области. Даже есть интерес провести такой турнир у нас в Слободском, ветераны же знают наш лед.
— Вы — Почетный гражданин города, трижды избирались депутатом в Слободскую городскую Думу, занимаетесь общественной деятельностью, проводите постоянные соревнования. Слободской Вам дорог?
— В городе мне знаком каждый переулок, есть свое хозяйство, жилье, куда еще бежать. С супругой мы вместе уже 29 лет, дети здесь выросли, сын Евгений окончил гимназию, сейчас служит в армии, дочь работает, замужем. Конечно, уже хочется внуков.
Слободской — благоприятное место для проживания. Я был во многих городах и могу сравнивать: экология все-таки у нас на хорошем уровне, народ добрый живет, в большом городе ты никому не нужен. Мне нравится, что в последние годы и в плане благоустройства есть движение: дороги, тротуары, дворы, спортивные объекты появляются. Хороший проект по городской площади, хорошо, если она преобразится, колокольню бы надо подремонтировать. Никуда не хочу уезжать из Слободского, всегда из Германии торопился домой, в свою семью, мотоклуб, к своим близким. Будущее у нашего города все равно есть. Не зря же сейчас проектируют дорогу из Кирово-Чепецка на Слободской, значит, наш город не только нам интересен, но и всей области.
По окончанию зимнего сезона хотелось бы поблагодарить администрацию города Слободского, руководство спортивной школы, весь трудовой коллектив, все службы, которые отвечают за состояние стадиона, кто работает на массовом катании. Я вижу, как среди недели они в любую погоду готовят лед, чистят трибуны, помещения, каждые выходные с утра до вечера работают на массовых катаниях. Спасибо моему тренеру Н.А. Жилину, благодарю свою команду мотоклуба «Виктория» — Андрея Шмакова, Юрия Колупаева, Станислава Деньгина, Константина Чулкина. Это люди, на которых держится быт и жизнь мотоклуба. Фирму «ЖЭКС», которая помогает и лед заливать, и технику предоставляет, «Центр безопасности» в лице руководителя А.П. Плюснина, который обеспечивает правопорядок во время наших соревнований. Слобожан, конечно, тоже хочу поблагодарить, бывает отрадно видеть компании, которые приходят болеть за гонщиков, за своих детей. Спасибо всем за поддержку спорта.
Вопросы задавала Анна Зубарева.

Фото: Евгений Рычков.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.