Под алыми парусами в Антарктиду

0
911
Под алыми парусами в Антарктиду

В нашем городе родилось и живет немало талантливых и увлеченных людей, много путешественников. Даром, что ли, Слободской — родина великого романтика Александра Грина, грезившего о дальних странах и морских плаваниях. Но путешествие путешествию рознь. Съездить семьей, скажем, в Геленджик — одно дело, совсем другое — оказаться где-нибудь на краю Земли. Недавно слобожанка Наталья Пестова побывала в Антарктиде. Не баран чихал, скажем прямо. С большой долей вероятности возьмемся утверждать, что это первый житель нашего города, так далеко забравшийся от родного дома. Откровенно говоря, не ближний свет. Как попала наша землячка на южный континент, что увидела, с чем вернулась, и какая она, Антарктида — в сегодняшнем рассказе путешественницы.

Я вообще много путешествую, причем, не по курортным местам и столицам мира, а в точки на карте больше интересные с позиции научно-географического исследования. Побывать в Антарктиде было моей давней мечтой, и вот в июле прошлого года меня пригласили в новогоднюю экспедицию. Нынешний год особенный для этого континента — исполнялось 200 лет с момента его открытия. Ехать или нет? Для меня этот вопрос не стоял. Скрывать не стану, удовольствие не из дешевых.
Для меня путешествие в Антарктиду началось с двухмесячного страха. Я отдавала себе отчет, что обратного пути не будет. Это непередаваемое чувство  преодоления себя, как прыжок в бездну. Что бы ни случилось, сойти на берег уже невозможно . Главное испытание — прохождение по морю полярных широт с их очень опасными ветрами и штормами. Даже в наше время это очень не безопасное путешествие, даже в наши дни корабли в тех местах безвозвратно пропадают, а людей смывает волной с палубы.

Самый короткий путь попасть в Антарктиду — это отправиться по морю от берегов Аргентины из г. Ушуайя. Но это и самый опасный переход, поскольку путешественников ждет место, от которого у всех холодеет кровь. Пролив Дрейка соединяет южные части Атлантического и Тихого океанов. Через пролив проходит мощное Антарктическое полярное течение. Здесь часты штормы, причем они являются одними из самых сильных на планете. Здесь постоянный западный ветер, у нас в переходе ветер достигал 45 узлов, а волна — 6 метров. В южной части пролива встречаются айсберги. В Википедии написано, что пролив является кладбищем кораблей, которые пытались пройти его против течения и ветров со времен Магеллана. Считается, что безопасное судоходство по проливу при относительно спокойной погоде возможно только для грузовых судов очень крупного водоизмещения, больших военных кораблей и подводных лодок. Что уж там говорить про 20- скиповую яхту. Есть поверье, что в старину только моряку, прошедшему пролив Дрейка, разрешалось носить серьгу в ухе.

Именно прохождение Дрейка больше всего вселяло ужас и страх. Боялась просто до мурашек. Не каждый капитан берется пройти этот пролив. Поэтому с тревогой и надеждой выбирала капитана, которому можно доверить свою жизнь. К счастью, не ошиблась. Выбор пал на Данила Гаврилова, опытного капитана компании «RUSARC», не раз водившего суда в тех широтах. В мире он известен как первый человек, который в возрасте 26 лет  прошел по восьмидесятой параллели, совершив полный круг до становления льдов за 3 месяца. Этот рекорд не побит до сих пор.

Добраться до Антарктиды можно разными способами: на большом круизном лайнере со всеми удобствами, на самолете. Но мой выбор сразу пал на самый экологически чистый и при этом экстремальный вариант — парусная яхта. На судне 14 человек (четыре члена экипажа и десять туристов).
Мы вышли в Дрейк 26 декабря от берегов Аргентины на судне с названием «Aurora». Впереди был восьмибалльный шторм, волны высотой 3-4 метра. «Это штиль по местным меркам. Нам повезло с погодой», — сказал капитан. Обратно нам повезло меньше. В такой шторм, скажем, в Средиземноморье запрещено всякое судоходство мелких кораблей. Шли то под парусами, то на двигателе. Качка продолжалась все пять суток нашего перехода. Впрочем, назвать качкой в привычном прибрежном варианте, значит, сильно смягчить краски. Нас кидало из стороны в сторону во всех направлениях. Чтобы устоять на месте и даже лежать во время сна, ты должен держаться и упираться всеми четырьмя конечностями. В таких условиях очень сложно принимать пищу. Нужно постоянно держать тарелку и при этом следить за ее наклоном, чтобы пища не вываливалась через край.
Был случай, когда один из пассажиров во время чистки зубов, не удержавшись, вылетел из гольюна, выбив деревянную дверь спиной. На палубу можно выходить только в сопровождении и со страховочным тросом. Иногда внезапно приходит, как ее называют, боковая волна-убийца, устоять на ногах при которой невозможно, тем более, остаться на палубе — для этого и нужен страховочных трос. Еще недавно были случаи, когда людей смывало за борт в Дрейке. Как понимаете, шансов на спасение нет. Нас учили, мол, чтобы противостоять морской болезни, нужно стараться смотреть на линию горизонта. Скажу вам, что горизонта при такой волне не видно. В один из дней решили настряпать пельменей, в другой наряжали елку. Правда, она была надежно прикреплена к потолку и болталась в такт с волной над столом.
В таких условиях у многих, видимо, срабатывает защитная реакция организма — сон. Мы все в Дрейке подолгу спали. В итоге в целом переход перенесла хорошо. Через пять суток наша «Аврора» подошла к берегам Антарктиды. Цель была достигнута в срок. Мы должны были успеть до встречи Нового года. Нашей первой точкой знакомства с Антарктидой стала украинская полярная станция им. академика Вернадского. Было очень радостно слушать по трансляции голос капитана, когда он запрашивал берег по радио: «Аврора — Вернадского, Аврора — Вернадского». Значит, мы на месте. И не менее восторженно мы слушали гостеприимный ответ станции в эфире.

Поскольку большую часть пассажиров (8 человек из 10) составляли граждане Украины, было принято решение встречать Новый год на украинской полярной станции. Сразу отмету все возможные провокационные вопросы. В экипаже не было никаких противоречий, мы не спорили и не обсуждали политические темы. Там это не нужно никому.

Ступить хоть и на ледяную твердь после пяти дней качки — это счастье. Антарктида встретила нас теплой погодой — плюс 5 градусов по Цельсию. В южном полушарии, как известно, сейчас лето, полярный день. Если провести аналогию и проекцию на наше полушарие, то по широтам мы находились где-то между Петрозаводском и Надымом. Только при этом было очень ветрено и влажно.

Первые, кто встречает тебя в Антрактиде, это, конечно, многочисленные и вездесущие пингвины и специфический запах от их жизнедеятельности. Их много, они разных размеров и видов. Удалось увидеть большого императорского пингвина, хотя они редкие гости в этих широтах, обитают ближе к полюсу.
Нас тепло и радушно встретили полярники, познакомили со станцией и членами экспедиции. Показали музей — старую, заброшенную резервную (на случай пожара) станцию. Это деревянный дом, где сохранился быт полярников прошлого века. Старые вещи, научное оборудование и приборы, консервы. Встречать Новый год в Антарктиде выпадает не каждому. Думаю, запомню нынешний на всю жизнь.

Спали на яхте. Условия на борту спартанские, хотя и в условиях яхтинга максимально комфортные: горячая вода, сушильная комната, духовка и даже стиральная машинка. Все очень компактно. В каютах места меньше, чем в плацкартном вагоне поезда. Объем личных вещей ограничен, всего две коробки, но достаточно, чтобы разложить стандартный чемодан. Кстати, чтобы не занимать много места, тот самый чемодан остался на берегу.
Новый год встретили пышно и весело, повар на яхте приготовил более 10 блюд, а полярники организовали отличную дискотеку и стол с напитками. Наутро 1 января  пригласили в баню. Парились с водой из ледника, ныряли в самое южное море мира. Разве это не здорово!

Затем продолжилось наше путешествие по южному материку. Ходили на нашей яхте. Местами море стягивало тонким льдом, поэтому, чтобы высадиться на берег, всегда якорная стоянка, а дальше на надувных лодках.
Перед выходом с Вернадского нас посетил начальник станции — известный ученый на Украине. Он поведал нам много нового и интересного об Антарктиде. Запомнился его рассказ о радужных, или жемчужных облаках. Удивительное явление природы, о котором раньше не слышала. Они образуются, когда озон опускается низко. Теперь мечтаю увидеть эти самые жемчужные облака, которые играют всеми красками спектра. Еще говорят, только в Антарктиде бывает белая радуга, которая не имеет никакого цвета.

Во время перемещений по морю видели много китов. Они сопровождали нас повсюду. Довелось наблюдать охоту кита — так называемую китовую сеть. Это когда стая из двух-трех особей образовывает под водой воронку из пузырей, а затем выныривает с открытой пастью и собирает всю рыбу, оказавшуюся запертой в «сети».
Еще побывали на чилийской станции. Удалось увидеть редкий феномен — пингвина альбиноса, он абсолютно белый. Заканчивалось наше путешествие на российской антарктической станции «Беллинсгаузен». Она — форпост России в Антарктике, одна из самых известных отечественных полярных баз на ледовом континенте и, пожалуй, самая доступная для туристов. Именно там находится знаменитый самый южный православный храм Святой Троицы. Рождественскую службу провел настоятель отец Палладий. Мы пообщались с батюшкой и  российскими полярниками.

Побывали на местной достопримечательности – леднике-куполе Беллинсгаузена. Наблюдали ледники, которые, увы, уменьшаются. С ледника течет водопад, он тает. Здесь, в Антарктиде, как ни в каком другом месте планеты видишь реалии экологической катастрофы, которую нужно предотвратить или хотя бы осознать вред жизнедеятельности человека на планете. Там становится особенно страшно за Землю. Только там, стоя на ледяном панцире, понимаешь, как хрупок наш мир.

Антарктида не принадлежит ни одной стране мира и находится под защитой Мадридского договора. Там запрещена разведывательная и коммерческая деятельность. Есть определенные ограничения, связанные с экологией. Для туристов одна задача: постараться не занести на континент бактерии и любой континентальный мусор. Для этого, например, специальной жидкостью обрабатывается обувь, пылесосятся карманы перед высадкой. Нельзя приближаться более чем на 5 метров к пингвинам, ближе, чем на 20 метров — к тюленеобразным и держаться на расстоянии 200 метров от китов. Выдержать это требование в отношениях с пингвинами очень сложно. Их много, они любознательны, сами идут к людям и буквально ходят по ногам, если вовремя не отпрыгнуть. Они, вообще, очень милые. На многих точках высадки установлены видеорегистраторы для контроля над поведением туристов.

Брала с собой в путешествие новогодний костюм пирата Санта-Клауса производства нашего семейного ателье «Ната». Подарила его от имени туристов нашему непревзойденному капитану. Греет мысль, что теперь в слободской одежде он бороздит просторы Антарктики.
Я много фотографировала, благо, было что снимать. Мы наблюдали крабоеда — представителя тюленевидных, морского леопарда — самого хищного зверя в этих широтах. Видели, как одного пингвиненка съела какая-то хищная птица. Повезло встретить морского слона — еще один представитель тюленеобразных с хоботом. Если вы видели в Интернете Ждуна, то знайте, он реально существует на планете. Это морской слон.

В геополитическом плане Антарктиду пилят, как кусок пиццы. Когда были на аргентинской станции, нам показывали карту и уверяли, что этот сегмент принадлежит им. На чилийской станции почти эту же территорию считают чилийской. Многим выгодно там свое присутствие, так как у континента огромный запас природного газа, нефти и минералов, и все стерегут «свои» владения. На станциях некоторых государств даже не пытаются создать видимость научной работы. Твердят лишь два вызубренных слова, что изучают флору и фауну, а конкретизировать не могут.

Из экстрима запомнился вейкбординг — катание на доске и покорение плавающих льдин. Конечно, все это было в гидрокостюме. Еще спускались с ледяных гор, как пингвины, на пузе по рыхлому снегу. Такие вот забавные местные аттракционы. Еще во время путешествия я встретила много хороших людей. Полярники все очень мужественные, сильные и потрясающие личности. Среди туристов тоже нет случайных людей. Не каждый, согласитесь, отважится поехать на край света.

Мы жили на яхте, все запасы провизии привезли с собой. В экипаже был повар, говоря по-морскому, кок. Мы везли с собой даже тушу барана. Она была привязана на корме и, нужно сказать, за время прохождения пролива Дрейка изрядно просолилась и вызывала интерес у альбатросов. На яхте раздельный сбор мусора. Все, что привезли с собой, вернулось обратно (мусор, отходы жизнедеятельности). В Антарктиде ничего не сливается и не выбрасывается. Эти места считаются все еще не тронутыми человеком, и их экологию нужно сберечь.
Мы с сожалением покидали Антарктиду. Там безумно красиво — нетронутая природа, дикие животные. А какие там закаты! Мне было комфортно на южном континенте. Люблю геологические исследовательские путешествия, поэтому очень довольна последней поездкой. Да, в Антарктиде страшно и опасно. Перед тем, как отправиться в путешествие, мы все подписали договор о том, что несем ответственность за свою жизнь и понимаем степень риска. Но при этом убеждена, что жить в городе намного сложнее и опаснее. Стихию можно преодолеть, если ты подготовился. А в жизни мы порой не знаем, что нас ждет. Экстриму стихии я доверяю больше, чем сюрпризам города. Наверное, поэтому и люблю путешествия.
Мне всегда хотелось почувствовать объем нашей планеты, побывать на полярных южных и северных широтах. В июле была в экспедиции в Арктической Гренландии, а в декабре вот довелось посетить Антарктиду. Мечтаю о кругосветке, чтобы в полной мере почувствовать масштаб шарика. Мне нравится изучение недр нашей планеты, животного и подводного мира.

Но пределом мечтаний остается полет по орбите вокруг Земли. Кстати, по возвращении из Антарктиды такое предложение мне уже поступило из корпорации «Роскосмос». Программа пребывания на орбите составляет 90 часов. Полететь можно будет уже через пять лет. Надеюсь и верю, что все сложится.

Приглашаю слобожан на свою страничку в Инстаграм: @smetasha . Там я рассказываю о своих экспедициях в необычные места нашей планеты.
Записал Евгений Рычков.

Фото Н.Пестовой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.