Защищала интересы женщин и детей

0
155
Защищала интересы женщин и детей

Веру Алексеевну Касьянову знает каждый житель Первомайского микрорайона. Она родилась в п. Первомайском в 1934 году и свыше 50 лет преподавала биологию в местной школе №10. Вела большую общественную работу: являлась депутатом городского Совета, председателем комиссии по народному образованию, членом райкома профсоюза работников просвещения. Ей присвоены звания Отличник народного просвещения и Заслуженный учитель школы РСФСР.

Защищала интересы женщин и детей

Эта почтенная женщина – самая известная среди слобожан. В конце февраля 1980 года она была избрана и на протяжении пяти лет работала депутатом Верховного Совета РСФСР. Это единственный случай в городе Слободском, когда слобожанка получила столь высокий государственный статус и с честью выполняла возложенные на нее обязанности.
Со дня тех судьбоносных выборов прошло 40 лет, и накануне 8 Марта В.А. Касьянова по просьбе «ЦГ» поделилась воспоминаниями: «Мою кандидатуру выдвинул горком КПСС, чему я была очень удивлена, и благодарна, что люди оказали мне такое доверие. Конечно, муж Евгений Иванович был не очень этим доволен, потому что мне приходилось надолго уезжать из дома. Но для меня это было очень интересное время, хотя совсем не просто совмещать депутатскую и учительскую деятельность — народные избранники работали тогда без отрыва от производства.
Мы собирались в Москве на сессии, чтобы решать государственные вопросы, но и в период между ними шла напряженная текущая работа. Я работала в одной из 16 комиссий Верховного Совета РСФСР. Ее полное название «Постоянная комиссия по вопросам труда и быта женщин, охране материнства и детства». Она осуществляла и продвигала в жизнь принятые законы. Отмечу, что члены комиссии имели право требовать от государственных и общественных организаций любые данные и материалы. За 5 лет было рассмотрено около 20 крупных вопросов, и за каждым из них стоит глубокая аналитическая работа, поездки по стране, десятки четко продуманных и аргументированных предложений.
Например, в повестке дня комиссии был сформулирован вопрос «О состоянии производства детского ассортимента в РСФСР». Мы, депутаты, сами предложили этот вопрос, потому что из разговоров с избирателями знали, что люди хотели не просто одевать и обувать своих детей, а чтобы детская одежда была удобной, недорогой и в то же время модной. Сами помните, что в то время элементарных красивых резиновых сапожек или курточек достать было невозможно.
Этот вопрос был очень емким, затронул многие предприятия. Депутаты посетили десятки производств, выпускающих детские швейные и трикотажные изделия, игрушки, школьные принадлежности, спорттовары. Ассортимент, вроде бы, большой, но качество было отвратительным. Изучение проблемы шло довольно широко: беседовали с рабочими, директорами предприятий, воспитателями детских садов, родителями, советовались с детьми. С их помощью находили узкие места и причины недостатков, оценивали резервы. Все это легло в основу доклада на заседании постоянной комиссии, наши депутатские замечания были серьезными. Вскоре эти проблемы были рассмотрены даже на Президиуме Верховного Совета РСФСР, и принято специальное решение. Так, через депутатов протянулась цепочка — от жалоб избирателей до важных правительственных решений. Конечно, для их осуществления потребовалось время, но сдвиги были видны сразу – на предприятиях легкой промышленности начался выпуск двух тысяч новых видов изделий для детей, выросло производство детской обуви улучшенного качества.
Мы осознавали, что с мандатом избирателей нам была поручена ответственная государственная работа, и говорили всегда от имени народа. Отсюда и вес депутатских решений. Формально они носили рекомендательный характер, но мы знали, что по Конституции эти рекомендации подлежат обязательному рассмотрению всеми государственными и общественными органами, кому были адресованы.
Помню, как я ездила в Чувашскую ССР, где подробно ознакомилась с работой детских учреждений и организаций, оказанием медицинской помощи детям. И уже в следующем году Госплан РСФСР выделил Чувашии дополнительные деньги на строительство Республиканской детской больницы. А после рассмотрения комиссией вопроса об условиях труда, быта, отдыха и медицинского обслуживания текстильщиц Ивановской и Костромской областей Республиканское министерство приняло дополнительные меры по реконструкции и техническому перевооружению предприятий льняной промышленности, были улучшены условия труда работниц.
В памяти осталась очень хорошая работа дошкольных учреждений в Ростове-на-Дону. Была удивлена, что когда мы с директором одного из военных заводов пришли в заводской детский сад, то все дети знали и называли его по имени-отчеству. Этот чудесный детсад находился в жилом микрорайоне, где стояли школа, культурные и спортивные сооружения. Так директор завода не только думал о себе, о своем производстве, но и о преемственности поколений, создавал все условия, чтобы молодежь захотела остаться и работать на этом заводе.
В 80-е годы, как и сегодня, стоял вопрос об увеличении рождаемости детей в стране. Наша комиссия после многочисленных бесед с женщинами предлагала облегчить труд матерей в вопросах воспитания детей, чтобы они были материально обеспечены. Тогда же было внесено предложение о неполном рабочем дне для женщин страны.
Я работала депутатом Верховного Совета, и мне часто делали замечания, чтобы я не отвлекалась на решение местных проблем своих земляков. Их просьбами должны были заниматься депутаты областного и районного уровней. Но я поступала по своей совести и ехала с директором нашей школы выбивать краску, кинопроекторы и другие необходимые вещи, которые тогда были в дефиците, принимала людей в Слободском, отчитывалась по наказам избирателей в Белой Холунице и Нагорске. Вместе с руководителем Слободского горисполкома Л.И. Чашниковым и главным врачом Н.И. Костиным мы ездили в Москву с просьбой, чтобы нам выделили средства на строительство нового пятиэтажного корпуса больницы. Просили об этом в Министерстве легкой промышленности, аргументируя, что в городе находится славная меховая фабрика «Белка», на которой трудится 5 тысяч рабочих. Как провести газ в Слободской, мост через реку Белая Холуница, жилой дом для членов общества слепых, автобус для Жуковского комбината… Сейчас уже многое забылось из тех вопросов, которые пришлось проталкивать. Тогда стройматериалы были на вес золота, и чтобы асфальтировать дорогу из Слободского в Первомайский, пришлось договариваться с самим министром.
В то время депутаты были из народа, не требовали себе зарплат, квартир и льгот. Когда я приезжала в Москву, то жила в гостинице. Как депутат получала 120 рублей, из них 30 рублей шли секретарю, а остальные — на бесконечные телефонные разговоры. Сегодня я получаю простую пенсию по старости, и моя работа депутатом никак не повлияла на ее размер. Очень жаль, что время быстро пролетело. Если бы сегодня можно было вернуться в молодость, я бы с удовольствием это сделала. Снова бы пришла в школу учить детей и воспитывать в них любовь к природе. А как депутат попыталась бы возродить Первомайский. Чтобы поселок не захирел, здесь должна оставаться жить молодежь. Что для этого нужно? Открыть школу, учреждения культуры, создать предприятия и новые рабочие места».

Надежда Сергеева.
Фото из альбома В.А. Касьяновой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.