Сквозь призму истории

0
83
Сквозь призму истории

В 2014 году в г. Кирове тиражом в 100 экземпляров вышла книга «Иван Катаев. Из столетней истории российской глубинки (от царя до буржуазной демократии)». В ней собраны воспоминания уроженца с. Шестаково Ивана Николаевича Катаева. Составитель книги, его сын Юрий Иванович Катаев, добавил к воспоминаниям отца свои комментарии и фотографии, поэтому она получилась очень интересной. Для слобожан важно, что в ней представлены рассказы о старом городе Слободском и селе Шестаково, которые дошли до нас благодаря отцу и сыну Катаевым. Представляем вашему вниманию отрывки из некоторых глав книги, в которых идет речь о наших родных местах и местных жителях.

Автобиография

Сквозь призму истории

Катаев Иван Николаевич родился 29 мая 1893 г. в семье крестьянина-середняка в с. Шестаково Слободского района. До 1910 г. жил и работал в семье родителей. С 1910 г. по ноябрь 1914 г. работал молотобойцем в кузнице Ушахина, рабочим на строительстве железной дороги в г. Слободском, на кожзаводе Ильинских в Вахрушах и на фабрике Булычева в г. Вятке. В ноябре 1914 г. призван на военную службу в морской минный батальон г. Владивостока. В 1916 г. откомандирован по специальности минера в 10-й инженерный Сибирский батальон, который входил в состав 30-го армейского корпуса Юго-Западного фронта.

В 1917 г. в дни февральской революции участвовал в аресте полиции г. Гжатска и освобождении политических заключенных из тюрьмы, служил в Румынии в г. Текуч. В октябрьскую социалистическую революцию участвовал в организации революционного комитета корпуса. В 1918 г. прибыл в отпуск на родину и был избран членом исполкома Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Георгиевской волости Слободского уезда.

С ноября 1919 г. по февраль 1922 г. в рядах Красной Армии и Военно-Морского флота, закончил службу во 2-м Балтийском флотском экипаже г. Петрограда. С 1922 г. по 1928 г. работал в с. Шестаково по организации мельничного товарищества, Шестаковского потребительского и кредитного товарищества. Избран председателем правления потребобщества. Затем учился на высших педкурсах Центросоюза в Нижнем Новгороде, после окончания работал заведующим ШКУ Уралпотребсоюза г. Свердловска. В 1932 г. Центросоюз направил на работу в г. Звенигород.

25 ноября 1941 г. призван на военную службу в Ярославский флотский п/экипаж. В 1942 г. демобилизован и направлен в Шестаковский райвоенкомат, где работал инструктором по трудоустройству эвакуированных. В октябре 1942 г. мобилизован по линии ЦК партии на работу в шахту г. Губаха, в июле 1944 г. переведен на работу директором кооперативного техникума г. Перми. С 1945 г. – госторгинспектор по Кировской области, с мая 1948 г. – заведующий Слободским районным торговым отделом при исполкоме райсовета. С мая 1961 г. – бухгалтер-ревизор Слободского горторга, с февраля 1967 г. – контролер Слободского горбыткомбината, с ноября 1968 г. по январь 1972 г. – инструктор Слободского райсовета ВДПО.

Жизнь при царе

Несколько поколений Катаевых жили на шестаковской земле, вели крестьянский образ жизни, кроме земледелия, были хорошими охотниками и рыбаками, ремесленниками по изготовлению телег, бондарями. За каждой семьей числился свой участок пахотной земли, покоса и лесных угодий, которые были доходными средствами в жизни. Кроме этого, за шестаковцами оставалась ежегодная повинность отрабатывать оброк на наилучших покосах, принадлежащих слободским купцам Елькиным, Головиным и т.д.

В такой глубинке царской России в конце ХIХ века появилась молодая семья Николая и Афанасьи Катаевых. Николай был обучен кузнечному делу и имел по наследству кузницы в Шестакове и Слободском. Афанасья, дочь знаменитого в Шестакове местного купца Власа Ивановича, умела все делать в большом крестьянском хозяйстве. В их семье и родился мальчик Ваня за семь лет до начала ХХ века. Шли годы, Иван рос в атмосфере любви и заботы, особенно любил общаться с дедом Василием Федуловичем. Тот много знал про знать шестаковскую, и Ваня часто просил повторить эти рассказы. Особенно его интересовали солдаты, вернувшиеся с русско-турецкой войны. Иван воочию видал этих красавцев высокого роста – Луппова Афанасия из д. Костинцы и под стать ему Кушкова Максима от Настинцев, Харина Якова из д. Тишинцы. Он заслушивался их рассказами о военных походах, жарких штыковых сражениях с турками за освобождение болгарского народа от османского ига. Нравилось Ване, когда эти богатыри в конце своей беседы пели боевую песню об отваге русских солдат и их полководце на белом коне – командующем русскими войсками генерале Скобелеве. Зачинщиком таких боевых застолий был один из родственников – Александр Семенович Катаев из д. Федуловцы, служивший в звании унтерофицера непосредственно у Скобелева.

С детства Ваня хранил в памяти рассказы деда про шестаковских извозчиков. Про них дед мог говорить часами, потому что сам 16 лет занимался извозом, когда еще не было железной дороги. Товары слободские купцы возили из Москвы и Нижнего Новгорода. Не один десяток зим на своих лошадях шестаковские извозчики ездили по дальним уральским, сибирским дорогам аж до самой Тюмени.

Обычно обоз шел круглые сутки от одной до другой «пряжки», вернее, постоялых дворов, на которых останавливались на отдых. Они находились друг от друга в пределах 40 верст. Самым опасным временем в пути были ночи, когда на дорогах разбойничали грабители. Действовали они профессионально – одни ятаганами (большими ножами) разрезали обшивку саней, вторые крюками вытаскивали товары, а третьи на лошадях подбирали. Купцы обычно относили такие потери на счет извозчиков, поэтому каждый обоз сопровождал подрядчик, вооруженный револьвером, а извозчик имел при себе чап-цап — метровую березовую палку, на конце которой прикреплена цепь с полуфунтовой гирей. Если разбойник зазевался, то ему мало не казалось. Так что шестаковские мужики себя в обиду не давали, шли в путь с Богом. «Без Бога не до порога» — была у них поговорка.

В Шестакове были две церкви. В северной части села, на Верхнем Посаде на крутом берегу реки Вятки стояла красивая Благовещенская. Но с годами река ушла по другому руслу, оставив свой след – Курью и Затон – самое рыбное место в зимнее время. А церковь, подмытая рекой, постепенно разрушалась, и предприимчивые современные люди из церковного кирпича сотворили баню.

На южной стороне села, на месте древнего кремля града Шестакова была построена Никольская церковь (ныне действующая), имевшая большой приход. Обычно на Пасху от нее снаряжали возок с иконой Георгия Победоносца в д. Залесье, что в 8 верстах от Шестакова. Там в конце деревни находилась часовня в честь этого святого. В майские дни сюда перед посевной сходились прихожане из соседних сел Лекмы, Совья, Вагино, Холунова.

Ежегодно сотни паломников разного возраста устраивали крестный ход на встречу Николая Великорецкого. Через все село шло шествие с иконами в сопровождении не менее 10 подвод. Волостное правление специально для этого назначало крестьянские подводы. В каждом селении крестный ход встречали и провожали колокольным звоном.

Продолжение следует

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.