На все времена

1
97
На все времена

2 декабря в Русской Православной Церкви отмечается празднование иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». Для нашего города это особая дата — она появилась в церковных календарях в ХIХ веке после того, как икона, привезенная с Афона, прославилась своими чудотворениями в Слободском. Сейчас этот святой образ хранится в Свято-Никольском соборе г. Санкт-Петербурга, а в церкви Слободского Христорождественского монастыря находится список с афонского образа, выполненный в 1863 году. Также особо почитаемая слобожанами старинная икона «В скорбех и печалех Утешение» имеется в церкви в Светлицах, освященной в 1999 году в честь этой иконы Божией Матери.

Сохранились воспоминания, что «в ноябре 1863 года в г. Слободской приехал афонский иеромонах Паисий, собиравший по России пожертвования на русские афонские обители. Он прибыл в Слободской еще с одной целью — преподать благословение от своего архимандрита настоятельнице женского монастыря игумении Пульхерии Сазоновой, чей родной отец — схимонах Флавиан был похоронен в Андреевском скиту. Гость с Афона привез в Слободской икону Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение».
Всего за несколько дней до отца Паисия в город с ковчегом с мощами Божиих угодников прибыли греческие монахи, которые тоже собирали пожертвования. Обе святыни — икону и ковчежец с мощами – поставили в церкви Христорождественского женского монастыря. Многие слобожане приходили поклониться им. «Но в то время, когда целый сонм горящих свечей горячо пылал перед ковчегом со святыми мощами, в другой полутемной стороне храма на аналое, где лежали афонские святыни, тихим, спокойным светом мерцали небольшие алмазы на венчике иконы Богородицы».
Поклоняясь одной святыне, слобожане словно «забыли» об афонской иконе и даже не затеплили перед ней лампадку. На это обратила внимание матушка Пульхерия: «Что ж это Матери Божией и свеч-то не поставят?» — и первая зажгла свечу перед образом. После этого потянулись к святыне и прихожане. Так прошло два дня. Потом греческие монахи уехали, стал собираться в дорогу и отец Паисий. Но произошло событие, благодаря которому отъезд пришлось отложить.
В иконописной мастерской слободского купца А.А. Пашкина учился 18-летний Владимир Неволин, у которого шесть лет назад пропал голос. Когда юноша узнал, что в город прибыла афонская святыня, у него возникло желание припасть к ней и излить свою скорбь. 19 ноября вместе со своим другом Иваном Вершининым он пришел в храм, но икону унесли по домам слобожан для молебнов. Уже только после вечерни отец Паисий начал служить молебен в храме. Владимир дождался и горячо молился Пресвятой Владычице, затем, положив несколько поклонов, отправился домой и снова принялся за живопись. Мыслями он все еще был в храме и, задумчиво смотря на брата своего хозяина, неожиданно сказал: «Какой чудный бриллиантовый венец у Божией Матери!» И тут же воскликнул: «Да ведь я говорю!»
Тотчас поспешили к отцу Паисию рассказать об исцелении, и был отслужен благодарственный молебен. Весть о чуде быстро распространилась по городу, к иконе началось настоящее паломничество, исцеления продолжали совершаться… 22 ноября дочь дьячка Сретенской церкви Параскева Овчинникова, произносившая слова с болью в груди и с судорогами, после молебна у иконы получила полное исцеление. 23 ноября получила исцеление 7-летняя Ксения Кайсина, не владевшая ногами и правой рукой. Днем позже от такого же недуга был исцелен крестьянин Николай Ворожцов и т.д. Было зафиксировано большое количество чудесных избавлений от недугов у святого образа, и волна этих чудес перевернула души слобожан. Когда 11 декабря икону пришлось отправлять в г. Вятку (где она находилась до 14 мая 1864 года, и было только официально зафиксировано до 40 чудес), то слободское духовенство собралось на прощальный молебен и соборно освятило точный список с афонской иконы, который исцеленный Владимир Неволин с благодарностью выполнил всего за несколько дней.
19 ноября 1866 года на икону была торжественно возложена позлащенная риза, присланная с Афона. После революции, когда был закрыт Христорождественский монастырь, она находилась в Екатерининском соборе нашего города. Летом 2013 года, в год празднования 150-летия прославления иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», святой образ вернулся на свое историческое место – в Христорождественский женский монастырь (на фото). Это событие в очередной раз подтвердило, что икона не просто воспоминание, не прошлое, не раритет, но и настоящая жизнь нашего города и почитается слобожанами из поколения в поколение.
Непосредственной участницей событий, связанных с пребыванием афонской иконы в нашем городе, была настоятельница монастыря Пульхерия Сазонова (1803-1890). Имя этой слободской игумении внесено в святцы Русской Православной Церкви за границей и поминается 9 августа (27 июля по ст. стилю). Почти четверть века, с 1850 по 1873 годы, игумения Пульхерия управляла слободским женским монастырем, а прожила в нем с 1831 по 1890 годы. В ее настоятельство внутри монастыря были построены четыре двухэтажных деревянных корпуса, за оградой – дом для священников, на северо-восточном углу монастыря – каменная часовня, куплены у частных владельцев три каменных дома, смежных с монастырем, заведена хорошая ризница. В 1869 году в обители ею была введена община на 60 человек, в 1871 году открыта школа для бедных детей.
Матушка Пульхерия искренне верила в молитвы Серафима Саровского. Веской причиной этому стала история, связанная с ее невероятным исцелением. Пульхерия родилась в с. Васильковском Нолинского уезда. В 27-летнем возрасте она тяжело заболела водянкой и отправилась с двумя женщинами в Саровскую пустынь к старцу Серафиму. У его кельи стояла толпа ждущих помощи. Пульхерия встала позади всех, держа в руках полотенце, вышитое ею в подарок отцу Серафиму. Случилось так, что преподобный через толпу прошел прямо к ней, взял полотенце, трижды им утерся и сказал: «Иди, радость моя, за мной». В келье благословил болящую, дал ей просфоры со святой водой. На другой день батюшка принимал в своей ближней пустыне у источника и сказал Пульхерии: «Пойди умойся в ключе и напейся – и будешь здорова».
— Уж я пила, батюшка, и умылась.
Но старец повторил: «Возьми, матушка, возьми воды-то из ключа с собой, пей и умывайся, и тело-то омой: Апостолы Христовы исцелят тебя, будешь здорова». На следующий день никто не мог узнать больную: опухоль спала, и даже цвет лица стал здоровым.
Когда вятские паломницы покидали Саровскую обитель, батюшка Серафим благословил им подарки: одной из женщин – палочку с четырьмя отростками, другой – простую палочку, самой Пульхерии – палочку с клюшкой. Только спустя время уразумели они смысл: первая ушла в монастырь с тремя своими детьми, вторая – одна, а Пульхерия стала игуменией.
В 1854 году матушка Пульхерия заказала в Дивеевском монастыре портрет преподобного, на котором он изображен идущим с палочкой. Этот портрет находился в комнате настоятельницы, и она молилась перед ним. Когда в 1903 году Серафим Саровский был канонизирован, то портрет перенесли в церковь, и приходящие с молитвой получали от него исцеление. Раз в месяц перед образом служились водосвятные молебны, которые собирали множество богомольцев.
Известна история про дом, в котором игумения Пульхерия намеревалась разместить больницу. Он находился рядом с монастырем и принадлежал староверке Шептаевой. Хозяйка, несмотря на все уговоры, не хотела продавать дом. Видя такое упорство, матушка Пульхерия стала молиться Серафиму Саровскому, прося о помощи. Вскоре потрясенная Шептаева прибежала к настоятельнице и рассказала, что во сне ей явился батюшка Серафим и строго приказал пожертвовать дом. Она была так поражена видением, что не только исполнила указание святого, но вскоре и сама приняла православие.
«Эпоху настоятельства игумении Пульхерии можно назвать эпохой икон, — написал кировчанин А.В. Маркелов. – Слободская обитель в те времена обрела несколько бесценных святынь, благодаря заступничеству которых, возможно, обитель стоит до сих пор. Особое чувство имела слободская настоятельница к Афону, где последние годы своей жизни провел ее отец. Афонские святыни занимали в монастыре особое место.
В 1853 году в обитель прислали список с афонской иконы Божией Матери «Скоропослушница». Риза на святыне была серебряная, позлащенная, венец и корона на Божией Матери и Младенце убраны бриллиантами. Все эти земные сокровища были пожертвованы благодарной казанской купчихой Крупенниковой после того, как она получила пред иконой исцеление. В 1871 году из Русского афонского Пантелеймонова монастыря прислали икону великомученика и целителя Пантелеймона. Еженедельно по вторникам читался акафист в честь святого. Сама же игумения Пульхерия пожертвовала в Афонский Андреевский скит 60-пудовый колокол, за что благодарные монахи изготовили мраморную водосвятную чашу.
За все труды на пользу обители в 1854 году игумения Пульхерия была удостоена монаршего благоволения, в 1861 году награждена золотым наперсным крестом, выдаваемым от Святейшего Синода, а в 1871 году – таким же крестом из кабинета его Величества. В 1873 году она вышла на покой и мирно скончалась
27 июля 1890 года». По сведениям слободского краеведа Т.А. Бакулевой, она была похоронена на кладбище Крестовоздвиженского мужского монастыря нашего города, которое в годы атеизма сравняли с землей.
Анна Тихомирова.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. О сколько нам сомнений чудных готовит просвещенья дух…
    В смутные времена ловцы душ человеческих особливо активны…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.