Поработали на вечность

0
78
Поработали на вечность

12 декабря на сайте Слободского музейно-выставочного центра (СМВЦ) состоялась онлайн-презентация проекта «Проделки вятского печника». В ней приняли участие музейные работники, которые продемонстрировали отреставрированные в здании краеведческого музея печи. В ходе презентации выступили участники детского хореографического ансамбля «Акварель», а также артистка Вятской филармонии Людмила Аникеева (на фото).

Онлайн-презентация стала заключительным мероприятием проекта, который в этом году стал победителем конкурса фонда президентских грантов. На его реализацию было предоставлено 3 млн. рублей. Проект был реализован СМВЦ совместно с Вятской гильдией печников и трубочистов. Как пояснила заместитель директора СМВЦ Т.М. Долматова, интерес музейщиков к этой теме не случаен. В 2016 году краеведческий музей переехал из здания Благовещенской церкви на городской площади в купеческий особняк на ул. Советской, 91. В следующем году можно будет отметить одну из его памятных дат – исполнится 230 лет, как вятским губернатором Федором Житлухиным был подписан план этого дома купцу Ксенофонту Алексеевичу Анфилатову.
С этого момента и началась история этого красивого дома, который во времена Анфилатова считался одним из самых известных купеческих особняков в г. Слободском. В течение ХIХ века дом менял своих хозяев, его последними владельцами были купцы Ончуковы – потомственные почетные граждане города, миллионеры, меценаты. Михаил Петрович Ончуков, купивший большой дом в Петербурге, решил привнести столичный блеск и в свой слободской особняк. Для этого в 1889 году он затеял в нем ремонт и превратил практически во дворец. Была сделана перепланировка, у дома появились два больших крыла, проведен ремонт залов и комнат, значительно увеличены потолки – во всех залах второго этажа высота потолков достигает 4 метров. Важную роль в обустройстве интерьера в то время играли печи, недаром же их называли царицами дома. В доме-дворце они должны были выглядеть красиво, в то же время хорошо отапливать комнаты. Не сохранилось сведений, сколько печей у Ончуковых было раньше, но доподлинно известно, что часть печей позднее была разрушена. На сегодня на первом этаже здания осталось 6 печей, на втором – 5, на третьем – одна.
Часть новых печей М.П. Ончуков решил декорировать шикарными изразцами, которые выписал из Петербурга. Они были изготовлены в Великом княжестве Финляндском (его территория на протяжении более 100 лет входила в состав Российской империи), которое поставляло изысканную керамику и майолику для печей и каминов в стиле модерн. Они до сих пор встречаются в старинных домах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы, Воронежа, Саратова, Пензы и даже далекого Архангельска. Повезло в этом отношении и нашему городу Слободскому.
На обложке каталога изделий Ракколаниокского завода М.П. Ончуков увидел изразцовую печь, от которой не смог отказаться. Она пользовалась спросом у состоятельных господ и выпускалась на заводе в течение 30 лет, хотя основной ассортимент финских печей в угоду моде быстро менялся. Михаил Петрович установил ее в своем кабинете на втором этаже. Печь строгого стиля, имеет коричневый декор, по бокам уложены изразцы с изображением средневековых воинов-ландскнехтов. Чтобы положить дрова в топку, нужно было открыть две дверцы – внешнюю бронзовую и внутреннюю чугунную.
Другую красивую печь светлых тонов сложили в женской комнате на втором этаже, рядом с залой, где устраивались балы. Она тоже имеет финское происхождение и изготовлена на заводе «Або» в г. Турку. В старинном каталоге эта печь значится под номером 96 и оценена очень дорого – в 140 рублей. В каталоге стороны печи располагаются под углом 90 градусов, а в ончуковском особняке местные мастера-печники установили ее под углом в 130 градусов, как велел хозяин. Кроме того, он заказал печь несколько выше каталожных размеров (зеркало печи состоит из 5 рядов изразцов вместо 4), что привело еще к удорожанию конструкции.
Во время перекладки печи в середине ХХ века произошла ошибка – часть изразцов была поставлена неправильно, а нижние колонны установлены в перевернутом виде, вверх ногами. Также у печи была заложена топка. Все эти казусы и изъяны были устранены в ходе реставрации старинных печей, которая в этом году была проведена за счет средств Президентского гранта.
Большой удачей стало то, что сотрудники музея познакомились с реставратором Романом Николаевичем Суворковым и его помощником Константином Эдуардовичем Ефановым. Знакомство состоялось случайно – мастера занимались восстановлением точно такой же печи, как в кабинете М.П. Ончукова, в Дворцовом комплексе герцогов Ольденбургских в п. Рамонь Воронежской области. Правда, печь там находилась в значительно худшей сохранности, чем у нас. Вот реставраторы и попросили разрешения у слободских музейщиков приехать к нам в город, чтобы сделать замеры и фотографии, а затем дали согласие заняться восстановлением ончуковских печей.
О ходе реставрационных работ для читателей «ЦГ» рассказала хранитель музейных предметов СМВЦ А.Д. Разуваева: «Работы начались в конце февраля, закончились в середине ноября этого года. Светлую печь в женской комнате разобрали сверху донизу, изразцовое убранство было полностью снято. Мастера работали очень аккуратно, каждый изразец подписывали, в каком ряду он стоял, на какой позиции, чтобы ничего не перепутать. Собирали, опираясь на макет сохранившегося каталога. Колонны в нижней части печи перевернули, как они должны стоять. Теперь они смотрятся гораздо лучше – возвышенно и утонченно. Кроме того, мастера изготовили и установили отсутствовавшие печные дверцы. Они сделаны из латуни по эскизам каталога точно такими же, как были 130 лет назад. Нужно отметить, что топка изразцовой печи никогда не функционировала и носила лишь декоративный характер. Печь топилась, только с обратной стороны из коридора.

Раньше изразцы печи были украшены тонкими ободками сусального золота, со временем оно частично стерлось, и мастера восстановили его современными акриловыми красками. Несколько отсутствовавших изразцов и сколов было изготовлено заново. Также, ориентируясь на каталог, на самом верху печи были воссозданы три пики, которых не было.
Среди слобожан ходили слухи, что под печью в свое время был обнаружен подземный ход. Но при разборе печи стало понятно, что его в принципе здесь быть не могло, так как на полу под печью оказалась сплошная кирпичная кладка. Так, в ходе реставрации стало меньше на одну из легенд города Слободского.
С печью в кабинете М.П. Ончукова проводился меньший объем реставрационных работ, так как она была лучшей сохранности. Мастера поставили на место некоторые выпадавшие изразцы, отреставрировали каминную полку, печную дверцу. Со временем на изразцах с воинами-ландскнехтами были практически стерты лица. Их заново воссоздали из гипса и сверху затонировали. Восстановили три утерянные пики вверху печи. С изразцов был полностью смыт битумный лак, которым их красили в былые годы. Он залил изгибы рельефа, и узоры сливались. Сейчас печь стоит в первозданном виде, и все узоры хорошо видны. У реставраторов была поговорка: «Мы работаем на вечность». Думаю, что так будет, и эти две самые красивые обновленные печи всегда будут украшением интерьера краеведческого музея».
Т.М. Долматова подвела итог разговору: «Если получится, то проект с печниками будет продолжен, в здании еще много изразцовых печей, которые нуждаются в реставрации. Раз нам осталась такая красота, мы хотим привести этот дом-дворец в хорошее состояние, работаем в архивах, пытаемся выяснить, как могли выглядеть интерьеры. В наших планах – отреставрировать паркет в комнатах, где стоят печи, поработать над стенами, повесить старинные люстры. Насущный вопрос – реставрация роскошной мебели, которая была перевезена в музей из купеческих домов города Слободского. Нужно и внутри, и с внешней стороны вернуть этому дому былое великолепие».
Анна Тихомирова.
Фото автора.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.