Путём Стефана Пермского

0
146
Путём Стефана Пермского

Зимой 1396 года на территории нашего города (в то время Слобода) побывал святитель Стефан Великопермский. Об этом в начале ХIХ века рассказал первый историк Вятского края А.И. Вештомов (1768-1831): «Некоторые нынешние вятчане по словесным преданиям говорят, что Стефан Великопермский бывал из Перми на Вятку, по словам других, — только мимоездом, и в знак де бытия в г. Слободском заложил там часовню». С того события прошло 625 лет, и в связи с этим уместно вспомнить, кто такой святитель Стефан Пермский, день памяти которого Русская православная церковь отмечает 9 мая, и в чем значимость его визита для нашего города.

Стефан Пермский (около 1340-1396) родился в Великом Устюге и еще в молодости принял монашество в ростовском монастыре Григория Богослова. В 1379 году отправился в Пермскую землю проповедать христианство местным жителям. Он миссионерствовал среди финно-угорских народов, обитавших в бассейне реки Вычегды и ее притоков. Ему удалось обратить в православие большинство населения Пермского края. В конце 1383 года был поставлен первым епископом образованной в результате его деятельности Пермской епархии. Весной 1396 года по делам своей епархии он приехал в Москву к митрополиту Киприану, остановился в Спасо-Преображенском монастыре Кремля, где занемог и 26 апреля (по нов. ст. 9 мая) умер. Был похоронен в кремлевской церкви Спаса на Бору (в 1933 году церковь снесена, а мощи святителя Стефана утеряны). Канонизирован на Макарьевском соборе в 1549 году, сохранилось Житие Стефана Пермского, написанное Епифанием Премудрым.
Наш современник, кировский историк В.В. Низов так писал о последнем путешествии святителя: «Тогдашняя поездка Стефана из Перми в Москву проходила в зимних условиях, когда был возможен санный путь по скованным ледяным панцирем рекам. Святитель Стефан ясно представлял опасность «путного шествия» на санях по камскому льду, так как среднее и нижнее течение Камы населяли недружественные тогда русским финно-угорские и тюркские народы, вследствие чего он отправился в столицу через Вятку. С Вятки же он, очевидно, взял курс на Устюг, а от него – на Москву.
Первые жители Слободы были, преимущественно, устюжанами. Очевидно, именно устюжское происхождение слобожан побудило Стефана Пермского почтить своих земляков вниманием и освятить закладку местной часовни (от автора этой публикации – она находилась на мысе между старым спуском к Вятке и крутым оврагом, позднее там стояла Афанасьевская церковь, в середине ХХ века была автостанция). Тот факт, что в 1396 году в Слободе была заложена часовня, а не церковь, обусловлен, скорее всего, ее малочисленностью.
Имеющиеся в нашем распоряжении данные показывают, что епископ Стефан Пермский проезжал Верхнюю Слободу зимой 1396 года. А точнее, сделаем поправку на время (около 40 суток), затраченное им из Слободы в Москву, и его болезнь, как говорится в Житие, в течение «нескольких дней». А это значит, что самое раннее указание в источниках на существование Слободы относится к февралю 1396 года.
Кстати сказать, сохранилось еще одно свидетельство народной памяти о пребывании Стефана Пермского в вятских пределах. В 1883 году Н. Добротворский опубликовал услышанное им от пермских жителей починка Булатовского Слудковской волости Орловского уезда интересное предание. Суть его в следующем. В давние времена в этих местах по берегам реки Летки (впадающей в Вятку выше Слободского) в лесу в землянках жила чудя, которая пням Богу молилась. Однажды пришел к ним Степа-угодник и хотел их окрестить, дабы к закону христианскому привлечь. А чудя упорствовать стала: не хотим де креститься, веру свою в воде смывать. Степа-угодник пожаловался на них царю (великому князю), а тот послал против чуди послугов своих целое войско. Чудя забоялась, в леса ушла. Послуги и там нашли ее и в воду насильно гнали. Тогда чудя выкопала ямы, залезла в них, накрылась жердями и порубила подставы кровельные. Крыша упала и всех чудских людей погребла под собой».
Также сохранилась рукописная история Донской Стефановской церкви г. Вятки, в которой записано, что «святитель Стефан, просветитель пермских зырян и первый епископ Перми, пользовался и пользуется особым благоговейным почитанием в Вятке с незапамятных времен, вероятно, со дня кончины его».
В 2015 году имя Святителя Стефана Великопермского вновь громко прозвучало на слободской земле. 5 августа в Христорождественский монастырь нашего города заехали паломники Владимирского крестного хода, совершаемого из Перми в Санкт-Петербург. Духовник крестного хода протоиерей Александр Петропавловский в беседе с автором этой публикации рассказал, что крестный ход идет с иконами равноапостольного князя Владимира и святителя Стефана Пермского по территории Пермского края, Кировской, Вологодской и Ленинградской областей с заходом в Великий Устюг, где родился и вырос Стефан Великопермский. По окончании крестного хода икона святителя Стефана будет преподнесена в дар Свято-Никольскому морскому собору г. Кронштадта. На мою информацию о том, что в ХIV веке святитель побывал в нашем городе и даже заложил здесь часовню, отец Александр заметил: «Я нисколько не удивлен этому факту. Стефан был человеком деятельным и постоянно встречался с вятскими казаками. Они грудью вставали на защиту земли Русской от набегов кочевых лесных племен. Стефан, не желая кровопролитий, часто общался с казачьими старшинами и вождями малых народов, нес им христианскую проповедь, основанную на истоках любви к ближнему». Нам же остается только задуматься, в какую далекую старину уходят истоки родного города, в котором мы сегодня живем.
Анна Тихомирова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.