Звону много – веселей дорога

0
160
Звону много – веселей дорога

13 февраля 1783 года по указу правительствующего Сената был образован Вятский почтамт. На почтовые колокольчики был большой спрос благодаря старому Сибирскому тракту, проходившему через Слободской, и почтовому тракту Москва-Тобольск, открытому в 1831 году. Неслись по ним тройки лошадей, звоном разливались по округе поддужные колокольчики, вещавшие о государевой службе. Их звон предупреждал станционных смотрителей о необходимости заблаговременной подготовки свежих лошадей для незамедлительного продолжения движения курьера, фельдъегеря или важного чиновника. Город Слободской к этому времени уже имел богатый опыт в литье больших колоколов, а с появлением спроса на почтовые колокольчики слободские литейщики быстро освоили и этот промысел.

Современные коллекционеры-исследователи называют ямские поддужные колокольчики, произведенные вятскими мастерами-литейщиками, слободскими. Но вместе с тем, их кустарное производство было развито не только в городе Слободском, мастера работали в городе Елабуге, в деревне Дубравы Малмыжского уезда, в деревне Малыши Нолинского уезда и в самом городе Нолинске.
Однако в истории остались более известны колокольчики мастеров, живших и работавших в нашем городе. Считается, что Слободской был вторым центром после Валдая по производству поддужных колокольчиков. Поначалу почтовые колокольчики, которые выпускались для государевой надобности, были безымянными, и на них не указывалось имя мастера и место производства. Со временем, по примеру валдайцев, у слобожан появилась традиция подписывать колокольчики – ставить на них торговую марку и дату, делая свою продукцию узнаваемой и конкурентоспособной.
Первый сохранившийся подписной датированный колокольчик был отлит в 1806 году на Вятке в городе Слободском мастером Лукой Каркиным. Список слободских мастеров достаточно велик и известен по сохранившимся до наших дней колокольчикам: Василий и Лука Бородины; Василий Федорович Желваков; Евсей Филиппович, Иван и Илья Трифоновичи, Лука Евсеевич Каркины; Василий Терентьевич, Илья Еремеевич Катаевы; Василий и Михаил Матвеевичи Макушины; братья Поповы – Владимир, Егор, Иван и Федор Никитовичи (1848 г.), Николай, Гаврила, Егор, Иван Михайловичи (1876-1879 гг.); братья Ситниковы – Алексей, Владимир, Николай, Михаил Алексеевичи (1876 г.); Василий Соковнин; Иван и Семен Шангины. Также встречаются, правда достаточно редко, колокольчики Сергея Жилина из Стуловской волости Слободского уезда, а братьев Жилиных – Григория, Ефима и Никиты — и того реже.
Создание формы ямского поддужного колокольчика – творческая работа модельщика, формовщика, литейщика. Их работа состояла в гармоничном и оригинальном подборе по геометрии и пропорциям частей колокольчика. Иногда все этапы производства выполняло одно и то же лицо. Талантливые слободские мастера, работая десятилетиями над этой задачей, выработали такие оригинальные изделия со своим собственным «лицом», что более века были востребованы на обширном российском рынке этой продукции, выдерживали конкуренцию, были любимы народом. Имея свой собственный, легко узнаваемый образ, слободские колокольчики пользовались неизменным спросом, поскольку были дешевле, чем в других регионах, подолгу исправно выполняли задачи сигнальных устройств, радовали людей своей красотой, звучностью, износоустойчивостью. Многие люди верили и полагались на их сакральные защитные свойства.
Например, почти на всех колокольчиках братьев Поповых можно встретить изображение герба города Слободского (лук со стрелой), который помещался в одном ряду с надписью в нижней части. Эта эмблема была и на поддужных (диаметром до 15 см), и на подшейных (диаметром 5-8 см) колокольчиках. Михаил и Василий Макушины датировали свои колокольчики 1806-1817 годами и часто помещали на них изображения орлов — этот колокольный орнамент в народе называли «орлики». Алексей Ситников в 1880 году отлил на своем бронзовом колокольчике велосипедиста (велосипед в то время был изобретением века). Велосипедисты Алексея Ситникова были отлиты и в круглых медальонах с четырех сторон горизонта в нижней части с надписью: «Алексей Ситников въ городе Слободскомъ 1880 года». Возможно, что посредством таких изделий мастер хотел донести до людей информацию о техническом прогрессе и понравившейся ему «двухколесной лошадке». А вот слобожанин Иван Шангин вообще отказался от декора на колокольчиках. Все украшательство он свел к изменению их формы, отливая в виде расклешенного, приталенного русского сарафана. Такой его колокольчик небольших размеров 7,5х6,5 см датирован 1817 годом. Интересен подарочный колокольчик Василия Бородина. Он поместил на нем двойную надпись: «Кого люблю того и дарю. Лилъ сей колоколъ Василий Бородинъ. Слободской. 1807 г». На подписных колокольчиках Василия Макушина и Луки Каркина тоже встречалась эта надпись, указывающая на их подарочное назначение. В надписях на ямских колокольчиках также встречались выражения, указывающие на их использование: «Звону много – веселей дорога», «Звени утешай – ехать поспешай», а также зазывного ярмарочного характера: «Денег не жалей, со мной ездить веселей», «Купи не скупись – езди веселись».
Нужно сказать, что среди слободских колокольчиков особое внимание обращают на себя небольшие гречушники (напоминающие по форме местные пряники из гречневой муки – гречушники). Их использовали как упряжные (сбруйные), т.е. декоративные (слабые подголоски), а также как подшейные ботала для домашнего скота, возможно, и как дверные. Отливались они как массовая товарная продукция и пользовались на рынке спросом в связи с оригинальностью формы и доступной ценой. Иногда они тоже были подписными, даже датированными. Гречушники — это типично слободские колокольчики, производимые теми же литейщиками, что изготавливали и ямские колокольчики: братьями Поповыми (1876 г.) – редки, Василием Макушиным, Ильей Каркиным, Ильей Катаевым, Иваном и Семеном Шангиными. Любители-коллекционеры мелких колокольных форм особо ценят эти оригинальные колокольчики и считают их украшениями своих собраний.
Слободские мастера отливали колокольчики не только из бронзы, но и из чугуна, который добывали под Слободским. Например, в описи промыслов Вятской губернии за 1871 год говорится: «В деревне Стуловской чугунных колокольчиков произведено 2000 штук, проданы по цене 1,5-2 руб. за сотню. Промысел возник давно, ввиду изобилия поблизости материалов – чугуна, чугуноплавильных заводов (имеется в виду чугуноплавильный завод братьев Григория и Василия Косаревых). Упадка не замечается, работа производится в течение зимних месяцев. Сбыт в г. Вятку и Слободской».
Но уже в конце ХIХ-начале ХХ веков в Слободском работало всего два мастера по отливке ямских колокольчиков – это Василий Ситников и Василий Желваков. Да еще братья Поповы, наряду с самоварами, продолжали лить колокольчики. На упадке этого промысла сказалось появление железной дороги. Время удалых троек и звонкоголосых поддужных колокольчиков в России ушло в историю. Сегодня они стали уникальными экспонатами в музеях, частных коллекциях и свидетельствуют о неиссякаемой фантазии наших мастеров.

Анна Тихомирова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.