Слободской дальнобой

0
96
Слободской дальнобой
63682 01.02.1924 Извозчик поит лошадь из ведра. РИА Новости/РИА Новости

Эта публикация является продолжением рассказа о поддужных колокольчиках, опубликованного в «ЦГ» №4. В нем шла речь о том, что в ХIХ веке Слободской считался вторым центром после Валдая по их производству. В связи с появлением железной дороги в самом начале ХХ века ремесло литья поддужных колокольчиков пришло в упадок. По этой же причине исчез и отхожий промысел местных крестьян – извоз и ямщичество. Из самостоятельного он превратился в подсобный и использовался для перевозки грузов и людей на небольшие расстояния.

Сколько ямщиков в старину участвовало в почтовой гоньбе на своих лошадях, сколько извозчиков перевозило хлебные запасы для слободских купеческих контор, сегодня невозможно определить с какой-нибудь точностью. Вспомнить об этом нелегком деле, которым занимались наши предки, помогли «Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности Вятской губернии», изданные в 1884 году в Санкт-Петербурге. Эта внушительная по размеру книга хранится в коллекции слобожанина А.В. Чашникова. Она содержит статистические данные обо всех кустарных промыслах Слободского уезда.
Судя по ним, главным в ХIХ веке был извоз. Например, по роду занятий в самых больших по величине и близких к городу Слободскому пяти волостях уезда (Стуловской, Шепелевской, Ильинской, Ярославской и Жеребцовской) числится извозчиков – 1138, на фабриках и заводах – 889, бондарей – 670, плотников – 319, рудокопов – 189, пильщиков – 103, портных – 89, лесорубов – 50, сапожников – 30, бурлаков – 29, охотников – 26, каменщиков – 25, добывающих бересту – 25, печников — 23, землекопов – 20, кирпичников – 6.
Также в «Трудах комиссии» читаем: «С наступлением зимнего пути многие из крестьян почти всех волостей Слободского уезда занимаются извозом в разных направлениях. Прежний главный Сибирский тракт, транспортировка товаров сухим путем к Ношульской пристани (в 180 верстах от г. Слободского), а затем перевозка изделий местных фабрик и заводов развили в уезде извозный промысел. Он представляет некоторые выгоды поселянам в том отношении, что они весной, летом и часть осени заняты дома полевыми и сельскими работами, а с наступлением санного пути – извозом.
Все они перевозят товары в г. Вятку; между г. Глазовым, южными частями Слободского уезда и городом Слободским; между этим городом и пристанями Ношульской и Кайгородской (хлеб, семя льняное, куделю). По установке зимнего пути крестьяне, перевозящие хлеб к пристаням, толпами переходят от одного хлеботорговца к другому для заподрядов на первую путину, стараясь выжиданием возвысить цену.
Все эти извозчики большей частью ездят по одному и тому же направлению и притом так, что, отправляясь за кладью, берут с собой потребное количество корма для лошадей и харчей для себя. Корм этот они часто оставляют по дороге у знакомых, чтобы на возвратном пути было чем кормить лошадей. Погрузив кладь, обыкновенно заезжают обратно домой, отдыхают, опять берут потребное количество корма и, отправляясь с кладью, опять оставляют по дороге для той же цели. У каждого извозчика бывает от 2 до 4 и больше лошадей; в последнем случае извозчик берет себе в помощь подростка или девушку. Чистого заработка на каждую лошадь в зиму около 15 рублей».
По статистическим данным 1884 года, во всех волостях Слободского уезда работало 4378 извозчиков. Если предположить, что в среднем каждый из них имел 2,5 лошади, то окажется, что у них было 11 тыс. лошадей. Все вместе за сезон извозчики имели заработок 164 тыс. рублей. Однако нужно уточнить, что эти впечатляющие цифры появились потому, что Слободской уезд в то время был намного крупнее современного Слободского района и состоял из 26 волостей. В него входили такие отдаленные территории, как Синеглинская (ныне Нагорский р-н), Кирсинская, Сунская, Косинская (Зуевский р-н), Климковская и Редькинская (Белохолуницкий р-н) волости. Самыми многочисленными по количеству извозчиков и ямщиков среди наших «родных» волостей, стоявших вдоль проезжих дорог, были Георгиевская (Шестаково), Жеребцовская, Ильинская, Лекомская, Стуловская, Шепелевская, Ярославская.
Слободской находился на пересечении важных российских торговых путей, которые вели в Сибирь и г. Архангельск – северный порт, куда уже в ХVI веке прибывали английские корабли. Благодаря этому предприимчивые слободские купцы вели широкую посредническую торговлю, накапливали капиталы, строили город, развивали производства. Немалую роль в этом созидательном процессе сыграли извозчики.

Анна Тихомирова.
Фото: www.zen.yandex.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.