Создатель «вечного пути»

0
347
Создатель «вечного пути»
Путеизмеритель системы инженера Долгова, слева направо: Н.Е. Долгов, техник И.И. Алеев, слесарь И.П. Колесников.

150 лет назад, 25 февраля (ст. стиль) 1871 года, в с. Роговое Слободского уезда родился Николай Емельянович Долгов (1871-1919), будущий инженер путей сообщения, конструктор первого вагона-путеизмерителя, автор многих изобретений. Сто лет назад он предложил монолитную конструкцию железной дороги. Наш земляк стоял у истоков развития российских железных дорог и сделал для них открытия мирового значения.

Окончив в 1894 году математическое отделение Петербургского университета, Николай Долгов понял, что его больше привлекают прикладные науки. Поэтому он поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, а после его окончания участвовал в изысканиях и строительстве новых железнодорожных линий Оренбург — Ташкент, Витебск — Жлобин. В 1904 году он стал начальником Пологовского участка Екатерининской, ныне Приднепровской, дороги (Украина), затем начальником отделения пути той же магистрали. По конкурсу научных трудов его избрали преподавателем гидротехники Екатеринославского (Днепропетровского) горного института, но преподавал Николай Емельянович только по совместительству, не оставляя службы на дороге. Создатель «вечного пути»
В то время уборка снега с путей требовала больших затрат ручного труда, но все равно очень часто поезда из-за снежных заносов прекращали движение. В 1909 году Н.Е. Долгов выпустил большой труд «Борьба со снегом на русских железных дорогах», где тщательно проанализировал влияние конструкции железнодорожного полотна на величину и форму снежных отложений, обосновал новый порядок установки оградительных щитов и предложил строить более высокие заборы. Н.Е. Долгов также составил подробную инструкцию для наблюдения за снежными бурями, чтобы прогнозировать их возникновение и продолжительность. Он изобрел прибор для определения количества приносимого ветром снега, создал на Пологовском участке снегозащитную линию и организовал сеть дождемерных пунктов.
В течение длительного времени Н.Е. Долгов изучал условия работы и конструкции верхнего строения железнодорожного пути и выявил их серьезные недостатки. В своей книге «Конструктивные особенности рельсового пути» он, в частности, рассмотрел взаимодействие верхнего строения пути с нагрузкой поезда, указав на необходимость наблюдений за происходящими процессами с помощью точных измерительных приборов и устройств. Руководствуясь этим принципом, он многое успел сделать для создания и совершенствования измерительной техники в путевом хозяйстве. Так, на Пологовском участке был изготовлен расчетный прибор для определения прогибов рельсов и ферм мостов при временной нагрузке. В 1913 году Н.Е. Долгов создал более совершенную измерительную тележку. Это был самопишущий прибор, автоматически фиксировавший ширину колеи, возвышение рельса и профиль пути. С появлением тележки Долгова железнодорожники избавились от изнурительного ручного труда и получили возможность вести измерения непрерывно на любом участке. В усовершенствованном виде подобные устройства применяют и поныне.
«Сегодня пришел домой усталый до чертиков от трудного дня и счастливый без меры от одной новой мысли, — однажды записал в своем дневнике Николай Емельянович. — Еще раз убедился, что инженер не может витать в эмпириях, он должен мыслить так же широко, как и конкретно. Он должен быть наблюдательным и одинаково внимательно приглядываться к простым рабочим инструментам, как и к сложным машинам. Для него всегда найдется повод для размышлений по улучшению работ. Нынче весь день со старостой производил измерения пути. Вот когда совершишь 500 земных поклонов на каждой версте да наломаешь поясницу, то и подумаешь: «А ведь беда будет, если среди работников пути заведется ленивый мужичок». Резон один — нужен принципиально новый путеизмеритель».
С этой дневниковой записи и началась разработка первого отечественного путеизмерителя, который бы служил безопасности движения поездов. Этот первый в мире путеизмерительный вагон для инспекторской проверки полотна при движении со скоростью до 25 км/час. Н.Е. Долгов создал в 1913 году. А в 1915 году построил новый путеизмерительный вагон, фиксировавший на ленте ширину колеи, возвышение рельса, продольный профиль пути, горизонтальные и вертикальные толчки, что позволяло судить о безопасности движения поезда. Приемная комиссия пришла к заключению: «Вагон-путеизмеритель системы инженера Н.Е. Долгова является весьма ценным контрольным прибором для возможности осуществления неослабного надзора за исправным состоянием пути». Обследовать этим путеизмерителем дорогу на участке Пятихатки — Синельниково путейцам доверили 8 мая 1916 года — перед пропуском царского поезда с императором Николаем II. Участок протяженностью около 160 км был проверен за 9 часов.
С целью безопасности движения Н.Е. Долгов разработал конструкцию пути, где рельсы уложены не на шпалы, а на металлические поперечины в виде полос сечением 20х130 мм. К ним рельсы на деревянных прокладках прикрепляли болтами, заделанными в бетонную подушку. Конструкция защищала земляное полотно от атмосферной влаги, предотвращая пучины и просадки. Многие годы Н.Е. Долгов работал над повышением жесткости колеи, продлением сроков службы железнодорожного полотна, снижением эксплуатационных расходов. В 1909 году на одном из путей на станции Пологи был заложен опытный участок длиной 98 м с новыми конструкциями верхнего строения. Этот путь потом назвали «вечным» — в течение 18 лет он исправно служил железнодорожникам, его ни разу не ремонтировали, не требовались и работы по текущему содержанию полотна. Этот опытный участок мог бы стать сегодня музейным экспонатом, но, к сожалению, в 1933 году его разобрали, чтобы расширить угольный склад станции. Долгое время никто не проявлял к нему интереса, однако спустя много лет конструкции, созданные Н.Е. Долговым, стали прообразами современных монолитных и сборных подрельсовых оснований.
В 1914 году Министерство путей сообщения командировало Н.Е. Долгова на Сибирскую железную дорогу для исследования деформаций земляного полотна. Командировка эта была связана с катастрофическим положением на многих участках Сибирской магистрали, особенно высоких насыпей на горных участках, которые давали огромную осадку. Всего там насчитывалось 503 насыпи. В 1911 году 28 из них были неустойчивыми, а в 1913 году их стало уже 74. Для обеспечения безопасности движения только за шесть летних месяцев 1913 года их пришлось поднимать в общей сложности более чем на 40 м.
Вскоре по итогам командировки вышел в свет капитальный труд Н.Е. Долгова «Исследование вопроса о сдвигах, оползнях и других деформациях пути горных участков Сибирской железной дороги». В этой работе он критиковал вывод инженеров управления, считавших, что дорога сделана правильно, а причины разрушения неизбежны из-за климатических и геологических особенностей сибирской природы. Н.Е. Долгов проанализировал климатические, геологические и топографические особенности района Сибирской железной дороги, свойства и качество грунтов, рассмотрел теоретические основы устойчивости земляного полотна, установил происхождение его деформаций. По его заключению, все причины строители могли устранить, если бы своевременно и полностью разобрались «в условиях гидрогеологии того места, где строится дорога».
Труд Н.Е. Долгова о деформациях земляного полотна актуален и в наше время. В особенности это относится к Байкало-Амурской магистрали, сооружавшейся в сложнейших геологических и климатических условиях.
Уже после его смерти была проведена широкая проверка путеизмерителя Н.Е. Долгова. Она прошла на ряде дорог и охватила 8750 км. Докладывая в 1923 году на заседании Совещательного съезда инженеров службы пути железных дорог СССР, инженер Н.И. Иванов с своем заключении сказал: «В общем, произведенную работу путеизмерителя Долгова надо признать во всех отношениях чрезвычайно удачной. Нельзя не пожелать еще раз вечной и доброй памяти творцу этого прибора инженеру Н.Е. Долгову, сумевшему создать по талантливости идеи один из лучших типов путеизмерителя в Европе и выполнить его при наличии самых скромных средств кустарным способом». В итоге съезд принял решение: «Ввиду огромной важности изобретения прибора инженера Долгова для страны признать за семьей покойного изобретателя право на обеспечение ее государством, о чем ходатайствовать перед властями, имея в виду особо тяжелое положение семьи покойного».
Наш земляк не имел высоких чинов, ученых степеней и званий. Как выяснилось позднее, все свои исследования он проводил на собственные средства. Прожив всего 48 лет, Н.Е. Долгов оставил после себя богатое наследие – замечательные изобретения и глубокие теоретические исследования, многие из которых используют в железнодорожной отрасли и в настоящее время. Практически все его разработки, методы и подходы стали основой для решения многих задач, стоявших перед железнодорожным транспортом в разные годы.
Подготовила Надежда Сергеева.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.