Бой с невидимым врагом

0
90
Бой с невидимым врагом

Во вторник 26 апреля мир вновь вспоминал об аварии на Чернобыльской АЭС, которая случилась 35 лет назад. Это была крупнейшая экологическая катастрофа, произошедшая за всю историю атомной энергетики. Ее последствия могли быть непоправимыми и колоссальными, если бы не самоотверженный труд и подвиг сотен тысяч наших соотечественников из всех уголков Советского Союза, отправившихся в те дни на Украину. Среди ликвидаторов последствий чернобыльской аварии было много слобожан. Увы, получив непоправимый урон здоровью, многих из них уже нет с нами.

Вдовы ликвидаторов и те, кто остался жив, каждый год в день трагедии собираются вместе. Вспоминаем и мы о том, как защитили мир от невидимого врага, радиации, эти люди. Мы с благодарностью возлагаем цветы к памятнику, установленному в сквере на ул. Вятской. Сегодня хотим рассказать о нашем земляке, участнике тех событий. Как и многие из чернобыльцев, во вторник он пришел к мемориалу ликвидаторам, чтобы возложить цветы в память о своих товарищах. Там мы смогли побеседовать с ним.
А.А. Татауров — коренной слобожанин, родился и вырос в нашем городе. После окончания седьмой школы избрал стезю военного, поступив в Горьковское высшее военное строительное командное училище. После его окончания в 1984 году по распределению был направлен на службу в город Ригу. Весной 1986 года вся страна узнала о чернобыльской катастрофе. По воспоминаниям Александра Анатольевича, сразу же в войсках начались разговоры, а затем и формирование специальных подразделений, которые должны были отправиться на ликвидацию последствий аварии. Не стал исключением и Краснознаменный Прибалтийский военный округ, где в то время служил старший лейтенант А.А. Татауров.
Он уверяет, что отправка на ликвидацию последствий аварии проходила добровольно. Мол, вызвали в штаб, сообщили, что необходимо ехать в командировку. Правда, посулили должность выше, чем по основному месту службы. Приказ есть приказ, без колебаний молодой офицер отправился на защиту Родины.
«О страхе мы не думали, к тому времени мне было 24 года, — рассказывает А.А. Татауров. — Чувства боязни не было, об этом не задумывались. А вот опасение было. Знали, что в Чернобыле от радиации уже умирают люди. Надеялись, что в случае беды доктора нам помогут. Из средств защиты и профилактики были дозиметры — приборы для измерения дозы облучения накопительного свойства. Показания проверяли, но нечасто. Мы понимали, что имеем дело с невидимым врагом, который намного опаснее реального. Последнего можно увидеть и предотвратить его действия или укрыться от его пули. А тут не видно ничего. О последствиях не думали. Замполит, конечно, объяснял о нашем долге перед Родиной. О том, что необходимо в кратчайшие сроки ликвидировать последствия аварии, защитить гражданское население, построить саркофаг. Все это мы понимали и без высоких слов. Как всякий военный, каждый из нас выполнял приказ, нес свою службу, оставаясь верным присяге».
Наш собеседник был командирован в Чернобыль на должность заместителя командира батальона по тылу. В его обязанности входило обеспечение большого подразделения питанием, обмундированием, жильем, теплом, словом, всем, без чего невозможно выполнение боевой задачи. В сформированном в Прибалтике отдельном батальоне насчитывалось ни много ни мало более тысячи военнослужащих. По рассказам нашего земляка, рядовых призывали из запаса — это так называемые в народе «партизаны», а вот командный состав батальона формировался исключительно из строевых офицеров.
Батальон, где проходил службу А.А. Татауров, был дислоцирован в тридцатикилометровой зоне от реактора. Главная задача – строительство города Славутич для энергетиков. Солдаты возводили панельные дома, обеспечивая жильем тех, кто в дальнейшем должен был трудиться на разрушенной АЭС. При этом сами военные строители жили в поле в палатках. В каждой располагалось до сорока человек. Спали на двухъярусных кроватях, обогревались буржуйками. Зимой температура воздуха опускалась до минус десяти градусов по Цельсию. Быт, что называется, военно-полевой.
Питались, как это ни странно звучит, на кораблях. По воспоминаниям участника тех событий, на реку были заведены гражданские суда. Прямо на них жили первые ликвидаторы, затем на камбузе столовался прибалтийский батальон. Строем шли на завтраки и ужины. А вот горячие обеды в термосах привозили на строительные площадки. Александр Анатольевич вспоминает, что кормили достойно. Питание было на должном уровне, никто не жаловался. В рацион включались фрукты и овощи. Ликвидаторы получали и денежное довольствие, также за каждым сохранялся оклад по основному месту службы или работы.
Впрочем, очевидно, что не за деньги ехали туда мужики. Теперь, по истечении стольких лет, совершенно очевидно, что ценой своего здоровья они спасали страну и мир от случившейся беды и катастрофы. Наш собеседник нес службу в Чернобыле с августа по декабрь 1987 года. Но этого времени хватило, чтобы испортить здоровье. Никто не любит говорить о своих болезнях, поэтому во время беседы мы тактично обошли эту тему стороной. Скажем лишь, что они есть. При этом герой нашей публикации является отцом четверых детей, которые появились на свет после той командировки.
Из армии А.А. Татауров уволился по сокращению штатов, когда в девяностых начали выводить советские войска из Прибалтики. Помаявшись год на чужбине, вернулся на малую родину. Надев погоны, вновь поступил на службу. На сей раз в Министерство внутренних дел — в Слободской РОВД в отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности. Затем вновь отвечал за тыловое обеспечение местной милиции, а в 2005 году заканчивал службу сотрудником ГИБДД. В Слободском многие водители помнят этого беспристрастного «гаишника». В его послужном списке еще две командировки в Чечню. Но это уже совсем другая история.
Александр Анатольевич — единственный слободской ветеран МВД, имеющий статус ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС. Так сложилась судьба офицера, что в наше мирное время несколько раз в своей жизни ему пришлось вставать на защиту нашей Родины. Как и многие его сверстники, тридцать пять лет назад он, не задумываясь о своем будущем, спас мир от ядерной катастрофы. Дата
26 апреля навсегда сохранится в нашем календаре как дань уважения перед подвигом защитников Отечества, как образец готовности встать на защиту страны в назидание подрастающему поколению.

Евгений Рычков.
Фото автора.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.