Слободские серебряники

0
79
Слободские серебряники

В Календаре знаменательных дат города Слободского на 2021 год, изданном в Слободской городской библиотеке им. А. Грина, имеется запись: «300 лет (1721 г.) со дня появления самых ранних сведений о слободских серебряниках. К концу ХVIII столетия их в Слободском насчитывалось около десятка. Уже в то время Слободской был значительным центром ювелирного дела».

Однако еще более раннюю дату упоминания имени слободского серебряных дел мастера озвучил кировский краевед, уроженец нашего города А.В. Рева (1932-2006). В своей книге «Грани: от Анфилатова до Якубовского» в 2009 году он писал: «Должен вынести на свет имя слобожанина Оникеева (Аникеева), которому еще в 1601 году архимандрит Трифон Вятский Чудотворец отдавал потир серебряный золотить. Весу в потире было 12 рублев (более, чем 300 граммов)».
По мнению краеведа, изначально с первых поселений русских людей на Вятке, с первым огнем в кузнечном горне появились здесь и серебряных дел мастера, ибо не хлебом единым и в ту пору был жив человек. Понятно, что исходным материалом в их работе было серебро. О рудных богатствах Урала было известно еще в Х веке. О богатых серебряных рудниках Руси, снабжавших металлом Волжскую Булгарию, сообщали арабские писатели. Российский историк, вятский краевед П.Н. Луппов (1867-1949) писал о том, что в древности новгородцев привлекло на Вятскую землю закамское серебро. Именно за ним и пришли первые русские поселенцы на Вятку.
К сожалению, тема слободских серебряных дел мастеров практически осталась вне истории. Но вещи, изготовленные их руками, по сей день хранятся в Историческом музее и Оружейной палате в Москве. Их авторы названы «неизвестными вятскими мастерами». Например, на дароносице с чернью, хранящейся в Историческом музее, стоит клеймо «ВБ» и дата «1805 г». Исходя из архивных сведений, сегодня можно с уверенностью сказать, что ее сотворил мастер Василий Базанов, о котором в материалах Слободской управы есть запись: «Декабрь 1803 г. мастерами в старшинские товарищи серебряного цеха выбраны Николай Рысев и Василий Базанов». В 1835 году Василий Базанов был старшиной серебряного цеха в Слободском.
Клейма «ДА» на дробнице в Историческом музее и чеканном ковше в Оружейной палате соотносятся с именем Дмитрия Агафонова. Тем более, что в книге по истории Воскресенского собора в Вятке есть описание, что слобожанин Дмитрий Агафонов в 1842 году «делал крест небольшой серебряный позлащенный. Плачено мастеру 24 рубля 41 копейка серебром».
Известно, что он родился в городе Слободском в семье мастера-серебряника Ивана Тихонова Агафонова и уже в двадцать с небольшим лет выполнял заказы Успенского мужского Трифонова монастыря города Вятки. В 1827 году он изготовил серебряный золоченый гребень, который сейчас находится в экспозиции Оружейной палаты. Этот гребень — настоящее произведение ювелирного искусства, он был выполнен для епископа Вятского и Слободского Кирилла, назначенного в 1827 году в Вятскую епархию. В 1833 году Дмитрий Агафонов купил в городе Вятке дом, но оставался приписанным к серебряному цеху города Слободского и выполнял заказы на всякую золотую и серебряную работу. В 1837 году на Вятской губернской выставке естественных и искусственных произведений, в устройстве которой самое активное участие принимал ссыльный А.И. Герцен, слобожанин представил свои работы — «Ковчег для хранения святых даров. Серебряный позлащенный с финистами и стразовою осыпью. Икона Спасителя, белая, с позолоченным венцом, с аметистами и аквамариновыми камнями. Икона Божией Матери золоченая, с накладным бордюром и финифтяными клеймами. Вокруг оных бирюзовая осыпь. Венец убран стразами и звездочками стразовыми…» Эти богатые и красивые изделия Дмитрия Агафонова привлекли всеобщее внимание, и мастер стал получать многочисленные заказы.
К концу ХVIII века город Слободской был славен и другими своими серебряных дел мастерами. В архивных делах Слободской управы имеются записи о выдаче денег пробирным мастерам Юрасовым, приезжавшим из Вятки клеймить изделия слободских серебряников. Вот список этих мастеров первой половины ХIХ века: Петр Бородин (старшина серебряного цеха в 1795 году), Филимон Агафонов, Николай Рысев, Василий Базанов, Прокопий Базанов, Трофим Платунов, Вонифатий Поторочинов, Дмитрий Агафонов, Елисей Рысев, Иван Тетерин с сыновьями, Елисей Рычков, Василий Рычков, Егор Рычков, Николай Агафонов, Павел Платунов, Илларий Гуняев, Петр Шилов, Петр Ефимов. За этим списком с множеством имен нельзя не увидеть, что серебряное дело в Слободском было традиционным, часто семейным занятием, имело устойчивый рынок сырья и спрос на изделия. И если в документах 1817 года говорится, что в Слободском осталось только четыре мастера, то это надо понимать как факт положительный – после отечественной войны с Наполеоном наши мастера работали в разоренной пожаром Москве.
Слободские мастера не замыкались в своих мастерских, так же, как и их изделия, шли на Урал и в Сибирь, на заводы Воткинска и Ижевска, где не только работали, но и передавали другим свое мастерство. «Да и в каком большом деле Россия обходилась без вятских умельцев? – лирически завершает свой рассказ о слобожанах-серебряниках А.И. Рева. – Мастерство, искусство не может быть замкнуто, и когда я встречаю в литературе имена пробирных мастеров из Ярославля и Костромы, я думаю, это слободские веточки распустились по России».
Подготовила Анна Тихомирова.
Фото из сети Интернет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.