Хранитель исторической памяти

0
78
Хранитель исторической памяти

В мае этого года Слободскому краеведческому музею исполнилось 100 лет. Не нужно напоминать об уникальности и популярности этого учреждения среди слобожан. Со временем его экспонаты становятся только ценнее, а просветительская деятельность сотрудников – важнее. Рождение и становление музея связано с именем Всеволода Владимировича Лебедева, который был его организатором и первым заведующим.

21 ноября исполнится 120 лет со дня рождения В.В. Лебедева (1901-1938). В 6-м томе Энциклопедии Земли Вятской читаем краткие сведения об этом человеке: «Родился на ст. Рауда на Амуре. Детские и юношеские годы прошли в городе Слободском Вятской губернии. Учился в реальном училище, работал в городской библиотеке, читал лекции на сельскохозяйственных курсах и в народном университете. Вместе с другими энтузиастами-краеведами в 1920-1021 годах, собрав в Слободском уезде большое количество материалов по геологии, минералогии, истории и культуре края, основал Слободской музей краеведения. В 1922 году переехал в Вятку для работы в губернском краеведческом музее. К этому периоду относятся его первые публикации. В 1933 году вышли в свет «Вятские записки», точно передающие своеобразие жизни нашего края».
Память о просветительской деятельности В.В. Лебедева до сих пор сохраняется в городе Слободском. На доме по адресу: ул. Советская, д. 75-ф установлена памятная доска в его честь, в 1967 году его именем названа улица города. Несмотря на время, его книга «Вятские записки» остается популярной у исследователей-краеведов, так как содержит яркие страницы событий и характеров местных жителей переломной эпохи начала ХХ века. Хранитель исторической памяти
Например, в «Вятских записках» В.В. Лебедев утверждает, что слобожане «из всех вятских – самый вятский народ». В одном из эпизодов книги как анекдот автор рассказывает историю, как «в Сибири пришла женщина в заводоуправление жаловаться на одну работницу за то, что та обругала ее такими словами: «Ты что, вятская, что ли?» А затем с иронией подчеркнул: «Я, когда меня называют вятским, не обижаюсь и не хожу никуда жаловаться. Я и в самом деле вятский…»
В.В. Лебедев пишет: «Я вспоминаю, как работали мы в Слободском продовольственном комитете, который был одним из самых боевых учреждений уезда. Комиссаром был один уральский рабочий. В той же комнате сидел кронштадтский матрос в белой блузе с синим крылатым воротником. Насыпая в козью ножку табак, он рассказывал нам, что были открыты документы тайной переписки между воюющими государствами, как обнаружился союз правительств против трудящихся масс.
Этот матрос командовал заготовкой хлеба. Положение было критическим. Армия, детские учреждения, заводы нуждались в хлебе. Наш уезд должен был спасать положение, и матрос метался по уезду, организуя деревенскую бедноту». Обращаю внимание читателей, что прототипом матроса являлся реальный человек – член Кронштадтского совета Центрального комитета Балтийского флота Н.С. Веселков. Летом 1917 года он был направлен в Вятскую губернию для агитации против Временного правительства. Вот как рассказывал сам Назар Степанович в автобиографии о приезде в Слободской: «Там советской власти еще не было, существовала управа Временного правительства под руководством так называемого Вятского Верховного совета, который не признавал советской власти. 14 января 1918 года с группой товарищей-фронтовиков мы созвали волостной съезд из всех граждан волости и установили советскую власть, сменили-выгнали земскую управу. Меня избрали в состав исполкома».
В такое переломное для страны время В.В. Лебедев создавал в городе Слободском музей. Инициатива по его созданию исходила от Уездного отдела народного образования. При организации музея в его фонды вошли коллекции из сельскохозяйственного музея при земской управе и Слободского художественного музея. К ним присоединились памятники старины и искусства, изъятые из монастырей и частных собраний.
О создании музея в Слободском В.В. Лебедев образно вспоминал: «Я занимался устройством выставки по истории революционного движения, используя массу старых журналов, груды цветной бумаги, найденной на чердаке, и книги современного издания. Выставка вышла оглушительно пестрой. Лозунги на стенах сидели, как птицы, и, казалось, должны были сейчас сорваться вдаль. Эта выставка доставила мне известность как выставочному работнику.
В один из дней, когда над городом сухим, острым красным цветом горели флаги, когда на улицах висели грозные слова приказов по фронту, когда в учреждениях сидели люди, готовые немедленно встать и идти на фронт, я зашел в военизированный школьный отдел. Во внешкольном отделе работал давний земский работник Дмитрий Алексеевич Краев, который ценил во мне стремление «увеличить сеть имеющихся в уезде внешкольных учреждений». Он сидел за высокой конторкой над диаграммами и цифрами отчета. В этом отчете у него, видно, чего-то не хватало, потому он морщился и давил ладонью лоб. Это недостающее, наконец, было им найдено. Он поднял усы от конторки. У него была мигрень, и он говорил сквозь мигрень, сдерживая ее зубами: «Народный университет у нас есть; библиотека тоже. Клуб и дом крестьянина мы организовали». Он последовательно загибал к ладони пальцы; последний палец остался не загнутым и вверялся, очевидно, моей совести. «Но нет у нас музея», — заключил со вздохом.
Да, наш город был без музея, это было бесспорно. С публичной библиотекой, с клубом, из окон которого ежедневно на публику орал граммофон, но без музея; не было даже ни одного дома, на котором можно было бы повесить вывеску: «Это музей».
Таким образом, В.В. Лебедев и был назначен председателем музейной секции и заведующим будущим краеведческим музеем. Музею придавалось значение общеуездного исследовательского центра, изучающего природу и культуру края.
2 мая 1921 года в 10 часов в бывшем доме Кропачева состоялось торжественное заседание, посвященное открытию Уездного музея изучения местного края. С 3 мая с 15 до 21 час. он был открыт для осмотра экскурсий и частных лиц. Музей размещался в восьми комнатах и состоял из отделов: природы, истории, промышленно-экономического и художественного.
Вскоре появился и первый печатный труд — Сборник родиноведческого музея №1. Автором вступительной статьи был В.В. Лебедев. В ней он рассказал о том, как создавался музей, ознакомил с его структурой. Постепенно формировались коллекции музея. Первой из вещей, поступивших в краеведческий музей, была царская грамота, данная купцу Ксенофонту Анфилатову на основание в Слободском общественного банка. Ранее она хранилась в банке, была выставлена для обозрения, как и портрет Анфилатова, и другие вещи, связанные с его именем. Приобрел музей барометр-анеройд. Эти предметы до сих пор экспонируются в нашем музее.
15 июня 1921 года состоялось заседание советов слободских уездных музеев. На нем встал вопрос о необходимости создания печатного органа, служащего объединению научной деятельности местных музеев. Но в Вятке не было необходимых технических условий для этого издания, а в городе Слободском они были. Заседание вынесло решение о преобразовании издания слободского музея в сборник музеев Вятской губернии. Так появился сборник «Вятский край», его ответственным редактором был Всеволод Лебедев.
В декабре 1921 года слободской научно-художественный музей изучения местного края занял два верхних этажа трехэтажного здания Слободского женского Христорождественского монастыря – бывшей трапезной. Здесь же в монашеской келье некоторое время жил заведующий музеем В.В. Лебедев. (После его отъезда из Слободского музеем руководил Н.А. Оглоблин, а затем С.Л. Ружевский).
В 1923 году В.В. Лебедев уехал из Вятки и поступил в Петроградский университет, где учился на археологическом отделении. В студенческие годы работал в Эрмитаже, поддерживал связь со Слободским. В 1926 году он участвовал в научной экспедиции Слободского музея в удмуртские и татарские села.
По окончании университета в 1928 году работал помощником заведующего музеем Троицо-Сергиевой Лавры. Во второй половине 1920-х выезжал в Удмуртию и Мурманский округ для изучения фольклора финно-угорских народов — вотяков и лопарей. На протяжении 1930-х годов неоднократно выезжал на Урал, где собирал фольклор горнозаводских рабочих. С 1927 года по 1937 год его произведения печатались в журналах «Новый мир», «Звезда», «Красная новь», «Юный натуралист», «Пионер» и др.
Обстоятельства ранней смерти В.В. Лебедева точно не известны, на этот счет существуют разные версии, о которых можно прочитать в Интернете. Он похоронен на Новодевичьем кладбище в г. Москве.

Анна Тихомирова.
По материалам Слободского музейно-выставочного центра.

[adsp-pro-3]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.