Неудобные вопросы министру Албеговой

0
152
Неудобные вопросы министру Албеговой

Одной из самых обсуждаемых тем последнего времени в Слободском остается возможность строительства мусоросортировочного комплекса в д. Скоковы. У общественности много не только претензий к власти, но и вопросов, которые по сей день остаются без ответа. Газета «Центр города Слободской» обобщила наиболее часто задаваемые из них и звучащие в социальных сетях, направила в адрес министерства охраны окружающей среды Кировской области. На днях мы получили ответ за подписью министра А.В. Албеговой. Публикуем это интервью по переписке.

— Слобожане опасаются, что на построенный объект повезут мусор с других территорий, именно поэтому место для его размещения выбрано близко к федеральной трассе. Например, из Пермского края. Такое возможно?
— Это абсолютно исключено, и вот почему. Во-первых, если даже на время представить, что кто-то хотел бы привезти мусор к нам из другого региона, то такое решение обязательно должно проходить общественные обсуждения в рамках территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Если наши граждане будут против, то положительного решения о завозе мусора быть не может. Более того, наше министерство также против завоза мусора к нам из других регионов.
В качестве примера приведу ситуацию 2019 года, когда к нам пришло письмо от региональной власти Республики Коми с предложением принять часть их отходов с приграничных территорий, мы в ответ написали отказ. Также в 2020 году предлагалось завозить отходы из Удмуртии на один из полигонов области, мы также отказали.
Во-вторых, транспортирование отходов – дорогое удовольствие, за которое платят жители. Традиционно считается рентабельным плечо перевозки ТКО до 50 км. Потенциально можно рассматривать максимальное плечо 100 км, но не больше. До границы с Пермским краем не менее 400 км, а до Перми все 600 км. Такие перевозки отходов абсолютно не эффективны и не целесообразны. Думаю, что сами жители Пермского края будут против такой многократной переплаты.
— Могут ли со временем на МСК начать применять крайне вредные технологии сжигания мусора?
— Однозначно, нет. Отходы – это ценный вторичный ресурс. Вся государственная политики в последние годы в нашей стране направлена на переработку отсортированных полезных фракций отходов. Это, в первую очередь, пластик от ПЭТ-бутылок, из которого сейчас производят так называемую флексу (мелкие гранулы пластика), которая востребована на рынке сырья. Сейчас значительные партии флексы наши предприятия химической промышленности закупают из-за рубежа (в основном, из Китая), а тут будет свое вторичное сырье. Востребованы и другие виды пластика, которые перерабатываются чуть сложнее. Кроме этого, из ТКО при сортировке извлекаются другие вторресурсы: бумага, картон, алюминиевые банки, стекло и прочие виды отсортированных отходов.
Что касается мусоросжигательных заводов, то в России их планируется построить только у городов-миллионников. Это технологии так называемой термической утилизации, которые дорого стоят, и позволить себе такой современный завод могут только мегаполисы.
Если говорить о том, какие планируется построить у нас в области объекты для сортировки и переработки отходов, то это комплексный объект, а проще говоря, экотехнопарк в составе сортировочного завода с выборкой полезных фракций отходов для последующей их переработки; объекта по компостированию отсева отходов от сортировочного завода с производством из него техногрунта. Неутилизируемую часть планируется размещать на новом полигоне для захоронения так называемых хвостов. Все то, что отсортировали, будут частично перерабатывать здесь же. Например, производить флексу из пластика или что-то еще, а часть полезных фракций вывозить на перерабатывающие заводы.
— Почему власти всех уровней в течение двух лет скрывали от общественности планы по строительству объекта? Перевод земель начался в 2019 году, а о строительстве Правительство региона объявило в начале нынешнего.
— На самом деле мысль об использовании участка у полигона Скоковы под строительство экотехнопарка появилась только в этом году. За два года (с февраля 2020 г.) мы рассмотрели более ста земельных участков в центральной части области, но ничего подходящего найти, увы, не смогли. В некоторых случаях участки уже заняты, где-то малы, на других находятся водные объекты, или расположен лес, либо это земли, занятые сельхозпроизводством. Находились два участка в Богородском и Куменском районах, но до них необходимо строить отдельную дорогу через земли гослесфонда протяженностью 20 км и стоимостью не менее 500 млн. рублей. Кроме этого, необходимо тянуть электричество, да и удаленность 100 км и более от Кирова – это дополнительное бремя расходов, которое ляжет на тариф и плату граждан. А как известно, повышать ее более, чем на 4 % ежегодно, мы не имеем права.
Что же касается перевода земельного участка у д. Скоковы в 2019 году, о котором сейчас говорят, то речь идет об участке в 10 га под мусоросортировочную станцию. Ее ранее планировалось построить рядом с уже закрытым полигоном у д. Скоковы. Таких станций при действующих полигонах сначала планировалось несколько. Участки, кроме Слободского района, также были выбраны, переведены и оформлены под размещение небольших мусоросортировок в Нолинском, Кикнурском, Шабалинском, Вятско-Полянском, Оричевском, Зуевском, Лузском, Афанасьевском и др. районах. Эта работа проводилась в указанных районах в период 2019-2020 годов. Никто этого не скрывал, вопросов не возникало, люди понимали, что хватит размещать ТКО на полигонах, необходимо идти более цивилизованным путем — сортировать мусор.
— Слобожане не сомневаются, что поток мусоровозов не только повысит интенсивность движения по городским улицам, но и убьет отремонтированные дороги.
— Вопрос ремонта дорог считаю справедливым. Этому должно быть уделено особое внимание. Если мусоровозы будут возить кировский мусор, то ремонт дорог должен осуществляться с участием субсидий из областного бюджета. Уверена, этот вопрос решаем. Похожая ситуация была в Оричевском районе, в прошлом году были выделены дополнительные средства области на ремонт дороги до полигона и транзитной дороги в населенном пункте.
Что же касается трафика проезда большегрузов через город Слободской, то хочу быть объективной. Трафик автомобилей через Слободской составлял в 2020 году около 6 тыс. автомобилей в сутки. Не думаю, что эти цифры сильно изменились. Тридцать мусоровозов в сутки будут делать 2-3 рейса, это порядка 100 автомобилей в день. Мне кажется, что проезд мусоровозов незначительно увеличит автомобильный трафик по Слободскому.
— Мулевское водохранилище обеспечивает чистейшей артезианской водой дома горожан. Вы согласны с тем, что строительство МСК повлияет на качество нашей воды?
— Абсолютно не согласна, качеству подземной воды комплексный объект обращения с отходами не помеха. Ведь закрытый полигон в Скоковых, который эксплуатировался почти 20 лет, тоже должен влиять на качество воды в Мулинском водохранилище, но сейчас с качеством воды в Слободском все в порядке. Об этом говорят результаты постоянного контроля. Почему? Потому что питающие водохранилище водосборные площади направлены к реке Вятке, то есть в противоположную сторону от Денисовского поселения. Свалка не оказывает влияния на водоносы.
— Современный объект построен в Осинцах. Зачем нам еще один точно такой же неподалеку от г. Слободского? Предвидя Ваш ответ, хотим обратить внимание, что общественности все равно, в чьей собственности находится МСК. В приоритете вопросы экологии.
— Это не одинаковые объекты. В Осинцах построен полигон, а мы планируем построить экотехнопарк с сортировкой и переработкой отходов, чтобы сократить их захоронение в природе.
Если мы говорим об экологии, то эта тема всегда волнует жителей, поскольку речь идет о благоприятном качестве проживания. Я это прекрасно понимаю. Я, как и любой нормальный человек, за чистый воздух, чистую воду. В то же время как городской житель понимаю, что есть моменты этой городской жизни, которые я принимаю и с которыми готова мириться в современном городе. Это, например, ТЭЦ, которая дает тепло и горячую воду. Это транспорт, к которому мы привыкли. Это производственные предприятия, на которых работают люди. Все эти объекты в той или иной степени влияют на экологию, это издержки современной жизни и прогресса. Лично я не готова жить без этих удобств, как Агафья Лыкова. Помните эту историю староверов, ушедших в тайгу от цивилизации?
Не хочу никого обидеть, но вынуждена сказать, что вокруг темы экологии в последнее время много спекуляций. Моя позиция в этом вопросе такова. Любой объект имеет право на реализацию, если он будет служить людям. Главное, чтобы при его создании были использованы наилучшие современные технологии, приняты необходимые меры охраны природы от загрязнений и была надлежащая эксплуатация. Все это легко проверяется, если будут пройдены необходимые госэкспертизы, в том числе экологическая, что является гарантией безопасности. Надлежащая эксплуатация проверяется общественным контролем и мониторингом.
— Почему выбор пал на Скоковы? Неужели на карте Кировской области на таком же удалении от Кирова не нашлось территории со значительно меньшей степенью заселения, вдали от крупных населенных пунктов?
— Я уже говорила, что в центре области (вблизи Кирова) нет свободных участков, которые бы подходили для размещения экотехнопарка. Мы искали участок, который был бы удален от населенных пунктов не менее 4-5 км, это расстояние достаточно, чтобы не создавать даже небольших проблем для жителей населенных пунктов. До г. Слободского выбранный участок находится на расстоянии 10 км, а санитарная зона для таких объектов устанавливается не более 1 км, то есть запас многократный. Конечно же, наверное, можно найти участок в малонаселенной территории, например, на севере области, но там везде лес, и кроме того, вывоз отходов за 200-350 км ударит либо по карманам граждан, либо по бюджету, который можно было бы расходовать на более важные нужды, чем переплачивать за банальный перевоз ТКО.
— Встречались ли Вы с депутатами Слободской городской Думы, работающими на Слободском машиностроительном заводе?
— Да, встречалась. Жалею, что не сделала этого раньше. Также жалею, что до сих пор не было общения со слобожанами. Надеюсь, что такая возможность остается.
Понимаю, что ваши народные избранники отстаивают интересы слобожан, и уважаю их действия и позицию. Так и должно быть. И мы в данном случае не противники, а сторонники. Потому что я тоже за интересы жителей. Может быть, только чуть шире рассматриваю эту проблему, думая о слобожанах, кировчанах и всех жителях нашей области. Любой диалог — это всегда дорога с двухсторонним движением. Я очень надеюсь, что мы сможем понять друг друга и найти такие общие решения, которые будут на благо всем нашим людям.
— После строительства МСК согласились бы Вы переехать на ПМЖ или построить дачу в д. Скоковы?
— Очень неожиданный вопрос, но постараюсь на него ответить честно. Я городской житель, у меня нет дачи, и не планирую ее строить или покупать. Мне сложно представить свою жизнь в сельской местности, боюсь, что я не смогу приспособиться к жизни на селе. Но если бы мои знакомые или родные планировали переезд в д. Скоковы и спросили, считаю ли я вредным или опасным для здоровья проживание в 4-5 километрах от завода, я бы ответила: нет.

[adsp-pro-3]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.