Самарский пивовар из Слободского

0
106

О знаменитом уроженце нашего города Александре Николаевиче Касьянове (1888-1981) рассказал в редакции «ЦГ» слободской коллекционер А.В. Чашников. На днях он получил из г. Самары от внука Сергея Александровича Касьянова фотографии и некоторые документы его деда, вся жизнь которого была связана с пивоварением. А.Н. Касьянов – единственный пивовар в стране, удостоенный в 1966 году звания Героя Социалистического Труда. Его большой портрет и сейчас висит в кабинете директора Жигулевского пивоваренного завода в г. Самаре, где в послевоенную эпоху на протяжении многих лет Александр Николаевич работал главным пивоваром. Сегодня завод держит ту высокую планку, которая была задана при А.Н. Касьянове, производя пиво только на натуральном сырье. А путевку в профессию этому незаурядному  человеку дал пивоваренный завод Александрова в г. Слободском.

А.Н. Касьянов родился в ноябре 1888 года в д. Лихачи Слободского уезда. Его отец держал ломовых лошадей, сдавал их в аренду заводчикам Александровым и работал на их заводе. Сам Александр уже с 12 лет по примеру отца тоже работал на слободском пивзаводе и по рекомендации руководства в 1906 году был направлен на учебу в Петербургскую школу пивоварения имени  министра финансов С.Ю. Витте. Причем это был первый набор студентов. Закончив в 1908 году эту школу с отличием, А.Н. Касьянов стал одним из первых российских дипломированных пивоваров, поскольку в то время эту должность в России повсеместно занимали иностранцы: чехи, австрийцы или  немцы.

Далее жизнь новоиспеченного пивовара сложилась непросто. По логике, он должен был вернуться на работу в г. Слободской. Нам, слобожанам, очень  интересен этот период его становления в профессии на местном пивзаводе,  однако пока тут белое пятно, родственники об этом ничего не знают, так как большую часть своих документов А.Н. Касьянов уничтожил во время  репрессий конца 1930-х годов.

Еще до этого времени корректировку в его судьбу внесла Первая мировая война. В 1914 году его мобилизовали в армию как ратника ополчения и  направили в школу прапорщиков пехоты. Сугубо мирный человек, он постарался завалить вступительный экзамен, но, отсидев за симуляцию 7 суток в карцере, попал в другую офицерскую школу. Затем воевал на Двинском фронте командиром пехотного взвода.

После демобилизации переехал на работу в Сибирь. После белочешского переворота снова был мобилизован, но теперь уже в армию Колчака. После ранения попал в «красный» концлагерь, оттуда – в Красную Армию. От гражданской войны его спасла профессия – Родине требовались хорошие специалисты, и Енисейский губсовнархоз устроил дипломированного пивовара на «стратегически важную работу» пивоваром и дрожжеваром в г. Красноярске, где он помогал возрождать национализированное пивоваренное производство.

В 1937 году семья Касьянова перебралась в г. Уфу, а в следующем году он был арестован по подозрению во вредительстве, но через два месяца освобожден и восстановлен в должности. Его дочь Инна Александровна рассказывала, что, будучи маленькой, видела, как родители сжигают на большой сковороде фотографии и бумаги. Накануне этого случая были арестованы директор и главный инженер Уфимского завода, и Александр Николаевич, чтобы никого не подвести, уничтожил большой кусок своей биографии, о  которой было неизвестно даже членам его семьи. То, что после ареста его отпустили на волю, по тем временам было фантастическим везением. Через год после этого у него случился инфаркт, из-за которого в 1941 году на фронт пивовара не взяли.

Его супруга Клавдия Александровна работала врачом и в годы войны  выхаживала эвакуированных из блокадного Ленинграда детей. Старший сын Евгений воевал летчиком-истребителем, а после войны тоже стал пивоваром. В семье было еще двое детей – сын Александр и дочь Инна.

К 1946 году имя А.Н. Касьянова, благодаря уникальному мастерству пивовара, стало культовым в сфере советского  пивоварения, и у него появилась возможность работать главным пивоваром на знаменитом Жигулевском пивоваренном заводе в г. Куйбышеве (с 1991 г. – Самара). Семья поселилась в коммунальной квартире на Пристанской улице, 94 вблизи завода. Александр Николаевич был всецело предан профессии, буквально жил на заводе, днем и ночью скрупулезно следил за процессом изготовления пива. В заводских воротах была специальная калитка, ключ от которой имел он один, чтобы мог попасть на предприятие в любое время суток.

На его счету около десятка авторских рецептов пива, самым известным среди них стал сорт «Самарское», выпускаемый с 1959 года. Этот напиток с янтарным оттенком с 20-процентной добавкой риса получился у него светлым, мягким, жизнерадостным и был записан в ГОСТ в разделе «Национальные сорта». Приверженец старой школы пивоварения, А.Н. Касьянов извлек из небытия и хранил рецепты пива, оставшиеся от основателя Жигулевского завода австрийца Альфреда фон Вакано, возродил к жизни и вновь сделал известным на всю страну пиво марки «Жигулевское», особо любимое нашими гражданами во всех городах и весях. По одному запаху этот уникальный специалист понимал, как нужно обходиться с той или иной партией ячменя для солода, проращивать зерно подольше или поменьше, мягкую или жесткую воду взять для получения лучшего результата. На Жигулевском заводе он знал все и всех, каждого рабочего называл по имени-отчеству. На пенсию он вышел в 82-летнем возрасте, но оставался консультантом и ни одно серьезное решение на предприятии не принималось без учета его мнения.

А.Н. Касьянов был необычным человеком не только на работе, но и в жизни. К нему тянулись незаурядные личности, двери его дома всегда были открыты для самых разных людей. Среди них, например, были известные советские композиторы Т.Н. Хренников и Д.Б. Кабалевский. Он водил  знакомство с телепатом  Вольфом Мессингом. Когда тот приехал на гастроли в Куйбышев, то побывал на заводе, а потом зашел в гости к Касьяновым. Хозяйка дома в ожидании визита знаменитости принялась срочно стряпать пельмени. Гость, проявив свои сверхъестественные способности, еще на  пороге сказал: «Зачем пельмени лепили? Достаточно было бы картошки».

Инициатор этой публикации А.В. Чашников также высказал свое мнение об этом человеке: «На полученных из Самары семейных  фотографиях А.Н. Касьянова мы видим человека интеллигентного, с профессорской внешностью, с бородкой клинышком, как говорят в народе, особой породы. В телефонных разговорах, которые я веду время от времени уже три года с его внуком Сергеем, узнал, что Александр Николаевич был корректен и доброжелателен, никогда не повышал голос ни дома, ни на заводе. Он был разносторонним человеком, очень любил единственного внука, которому дал свое отчество и фамилию.

С точки зрения коллекционера, фотографии А.Н. Касьянова мне дали очень многое. Например, на одном из снимков он молодым запечатлен вместе с сокурсниками на вечеринке в школе пивоваров в Петербурге. Перед ними накрытый стол с бутылками и посудой. У меня в коллекции много старинных бутылок с отлитыми на них опознавательными знаками, отдельно есть этикетки. Всегда был вопрос: а куда клеились эти этикетки, если на бутылке везде гравировка? Глядя на старинное фото, стало ясно, что на горлышко. Это фото, как документ из жизни той эпохи.

На другом фото изображен отец Александра Николаевича с домочадцами. Возникает предположение, что должны быть еще братья и сестры, ведь семьи в то время были большие. Выходит, что кто-то из слобожан по фамилии Касьяновы, чьи корни из Лихачей, могут быть прямыми родственниками героя этой публикации и покажут дом, в котором он родился. Кто бывал в Лихачах, наверняка, обращал внимание на старые двухэтажные дома, которые ничуть не хуже, чем в центре города, только запущены и обветшали. В старину это была очень богатая деревня, она дала жизнь прославившемуся на всю страну пивовару А.Н. Касьянову.

Любовь и ответственность к своей профессии была заложена в нем в городе Слободском на Александровском пивоваренном заводе, который сегодня стоит в руинах и забвении. А имя и опыт его славного сына знают и почитают современные специалисты пивной отрасли России. Продолжая лучшие традиции слободских пивоваров, А.Н. Касьянов всю жизнь работал по их заветам и девизу своего учителя, профессора Петербургской школы пивоварения Степанова: «На знамени пивоваров написано: готовить вкусный, приятный, питательный, освежающий и бодрящий напиток, но никак не опьяняющий. Кто хочет опьянеть, пусть обратится к водке».

А.Н. Касьянов считал пиво напитком богов, а самого его в г. Самаре называли пивоваром от Бога, который во всем знал меру, дегустировал пенный напиток не больше 0,5 литра в сутки, предпочитал пить его из бокалов, сумел прожить почти вековую плодотворную жизнь и оставил о себе добрую память. Я рассказал эту историю, чтобы слобожане знали и гордились земляком, который уникальным трудом прославил свое имя».

Анна Тихомирова.

Фото из коллекции А.В. Чашникова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.