5 октября исполнилось 50 лет со дня смерти писателя-фантаста Ивана Антоновича Ефремова (1908-1972). Его романы «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час Быка», «Таис Афинская» по сей день остаются одними из лучших русских советских утопий и уносят воображение в фантастические миры. Но мало кто знает, что И.А. Ефремов с юности был увлечен палеонтологией, с 1930 по 1959 годы работал научным сотрудником Палеонтологического института, и вся его жизнь проходила в постоянных экспедициях. Их маршруты проходили по Поволжью, Уралу, Средней Азии, Восточной Сибири, Дальнему Востоку, Монголии. Найденные им останки вымерших животных составляют золотой фонд Московского палеонтологического музея.
К примеру, в ходе раскопок в Волго-Двинском бассейне в 1927-1930 годах И.А. Ефремов обнаружил лабиринтодонтов (доисторические крокодилы от 2 до 6 метров в длину) и мелких рептилий (архозавров), ранее не известной фауны амфибий раннего триаса. Работа этой экспедиции непосредственно касается города Слободского и описана в книге О. Ереминой и Н. Смирнова «Иван Ефремов», которая вышла в 2013 году в серии «Жизнь замечательных людей». Выход книги развеял сомнения вятских краеведов, был ли в реальности Иван Ефремов в Слободском и чем он здесь занимался.
Ответ находим в книге «Иван Ефремов» на страницах 106-107: «В начале 1920-х годов сотрудники Слободского краеведческого музея прислали в Петроград, в Геологический музей, несколько образцов известняка с отпечатками различных ископаемых остатков из карьера на правом берегу реки Вятки, возле сел Шихово и Чирки. Он был описан еще в 1879 году, но требовалось детальное палеонтологическое исследование карьера.
Добывали в карьере известняк не для постройки зданий, а для получения извести. Рабочие досконально изучили различные слои известняка – их больше полутора десятков, — дав им названия: беляковая корка, плитняшка, синяя булыга, красноплитка, подбулышка, булыч. Внизу, на берегу Вятки, известняк разбирали по сортам, дробили, обжигали. Работали дедовскими методами. Рядом с мужчинами трудились и женщины. По дну карьера были проложены рельсы, платформу нагружали камнем, к реке ее тащила по рельсам уставшая лошадь.
Иван, осмотрев карьер свежим взглядом, сумел дать мужикам несколько дельных советов, чем заслужил их уважение. В ответ они показали ему, в каких слоях чаще всего встречаются остатки ракушек, отпечатки растений и чешуи древних рыб, остатки лабиринтодонтов. Описав слои и собрав до 650 килограммов образцов, Иван вернулся в Ленинград».
Подобные окаменелости в окрестностях Слободского можно найти и сегодня, нужно лишь внимательно вглядеться в окружающий мир. Они свидетельствуют о том, что в древности здесь было теплое море, в котором жили разные организмы. Самые интересные образцы находок из Чирков представлены в краеведческом музее. Чирки – это не только интересный геологический, но и археологический памятник под открытым небом. Здесь были обнаружены орудия труда древнего человека, изготовленные из известняка.
К сожалению, в Слободском не найдено останков древних животных, например, парейазавров, которыми прославился г. Котельнич. Эти древние рептилии обитали 260 миллионов лет назад, в пермском периоде палеозойской эры. Но береговой разрез возле нашего города практически такой же по времени, как в Котельниче, поэтому аналогичные находки у нас вполне возможны, нужно только желание их поискать. Пока лишь найдены окаменевшие водоросли этого периода, которыми питались парейазавры.
Палеонтологическая коллекция Слободского краеведческого музея богата находками и из более позднего ледникового периода. Она представлена бивнями мамонтов, найденных в Белой Холунице, на берегу Летки и на территории самого Слободского. Существует версия, что останки мамонта могут находиться под зданием «Коммунэнерго» на ул. Екатерининской. В музее имеются и зубы мамонта, и челюсть мамонтенка, и другие фрагменты скелета этого вымершего животного.
Возвращаясь к книге «Иван Ефремов», нужно отметить, что одна из авторов москвичка О.А. Еремина в марте 2014 года провела ее презентацию в Слободском краеведческом музее. Она сделала очень интересное умозаключение. Приезд И.А. Ефремова в наш город был связан с завершением экспедиции на Север. Один из отрезков ее пути лежал от Шарьи через Северные увалы. Эта холмистая возвышенность в северной части Восточно-Европейской равнины протянулась с запада на восток на 600 километров и южными отрогами заходит на север Кировской области, проходит по северу Слободского района на границе с Нагорским. Северные увалы – это крупнейший водораздел Европы, который удивляет своей необычностью – здесь на юг текут реки бассейна Волги и Каспийского моря, а на север – реки, впадающие в Северную Двину и Белое море. До ледника тут были высокие горы, он их сгладил, но водораздел остался. Это особенный узел Земли, на который не мог не обратить внимание И.А. Ефремов. Он приезжал в Слободской в 1928 году, но точных сведений, одну или две недели провел на слободской земле, не сохранилось. Позднее в переписке с палеонтологами со всего мира он неоднократно упоминал Шихово-Чирки и рассказывал о находках, сделанных там.
Анна Тихомирова.