Родная улица моя

0
113
Родная улица моя

Довелось на днях в разговоре любителей слободской старины услышать вопрос: разве может быть в городе две улицы с одинаковым названием? Речь шла об улице Кузнечной, которая в 1919 году была переименована в улицу Свердлова (ныне ул. А.С. Пушкина). Но известно, что в том же 1919 году в Слободском была другая ул. Кузнечная, ставшая позднее улицей Грина.

Эту дилемму помогла разрешить давняя публикация нашего земляка, вятского писателя и краеведа А.В. Ревы, в которой он рассказывал о названиях слободских улиц. В частности, насчет улиц Кузнечных он пишет: «Это название переносилось с улицы на улицу. Когда слобожане оплакивали кончину Я.М. Свердлова, чтобы увековечить память о славном сыне партии, они самую высокую в городе улицу Кузнечную назвали ул. Свердлова. А чтобы не обидеть рабочий класс, поскольку профессия кузнецов была изначально рабочей профессией, широко распространенной в Слободском, присвоили имя Кузнечной улице Гласисной.
Однако, такая судьба у Кузнечных улиц: как и у кузниц, что во всех городах их вечно теснили с обжитого места, подальше от жилых кварталов. Так и нашу Кузнечную улицу по решению Слободского горисполкома в 1966 году переименовали в улицу Грина. Переименовали, надо сказать, очень удачно, ибо там, где она пересекается с улицей Гоголя, слобожанам следовало бы поставить стелу и перенести на нее мемориальную доску в память о рождении А. Грина в г. Слободском.
Надо, наконец, признать ошибочной установку такой доски на Демьянке, поскольку ни одним документом не подтвердился факт проживания семьи Гриневских на заводе Александрова, зато нашлись данные о проживании крестного отца А. Грина на улице Шестаковской (ныне ул. Гоголя), в доме которого и могли найти приют родители писателя в пору рождения сына».
К сожалению, этот исторический дом, где родился А.С. Грин, в нашем городе не сохранился. Зато до сегодняшнего дня дошли другие городские местечки, о которых рассказывает А.В. Рева: «Известно, что г. Слободской, выйдя из пеленок крепостных сооружений, вытянулся над рекой в три улицы. Причем монастыри, возникшие позднее, не только не входили в границы города, но сами обрастали слободками. Так около мужского монастыря выросли Большая и Малая монастырские слободы, позднее получившие статус улиц с тем же названием.
За женским монастырем образовалась Загородная, Богословская, слобода, а южнее нее, на городской земле – Инвалидная. Помнится, когда мне понадобилось найти эту слободу, то на мои расспросы о ней старожилы города советовали искать там, где земство открыло Дом призрения.
Выручил меня … Пушкин Александр Сергеевич. В его повести «Капитанская дочка» фигурируют инвалидные команды. То есть в описываемые Пушкиным времена увечных и больных солдат направляли в инвалидные команды, чтобы они несли гарнизонную службу в таких городках, как, например, Слободской. Вот почему место их поселения в городе называлось Инвалидной слободой. Позднее, когда в гарнизонах служили уже строевые солдаты, эта слобода стала называться Солдатской, а еще позднее Казармами, затем Красными казармами. Родная улица моя
За оврагом, за речкой Козулькой образовалась слобода Загородная, а Подгорной слободой назывался скат от ул. К. Маркса к мужскому монастырю. Далее была слобода Светлицкая, еще далее по речке Спировке – Платуновская слобода, а с возникновением колокололитейного завода Бакулева за р. Спировкой возникла слобода Зимовка.
Известно, что стадион построен у нас на месте Кузнечных рядов, а вот слобода Демьянка образовалась из двух деревень – Верхней и Нижней Демьянок.
Была в городе и Кунгурская улица. Она называлась так потому, что г. Кунгур образовался раньше г. Глазова. Когда же Глазов как административный центр встал на ноги, то дорогу, идущую через него, и улицу, выходящую на эту дорогу, стали называть Глазовской.
Многие знают, что улица Гоголя до 1909 года называлась Шестаковской. А то, что еще ранее она называлась Новой, знают не все. А некоторые тотчас кинутся доказывать, что Новой называлась ул. Красноармейская. Совершенно верно, но следует помнить, что Новой улица стала тогда, когда прежняя «Новая» получила название Шестаковской.
Новые улицы, как правило, бывают недолго. Застроилась, обжилась, выровнялась, побежала через слободы, через мельничную плотину и вымахнула на Шестаковскую дорогу. «Ах, так, – сказали ей, — будешь и ты Шестаковской!» А название перенесли на следующую улицу, благо пришла пора и ей давать имя.
Не знаю, носила ли улица Дерышева название Новой, а вот Полевой она была. Однако это не помешало следующей за нею улице тоже называться Полевой.
Нам, слобожанам, нельзя не оглядываться на многовековую историю нашего города, пренебрегать законами его развития, то есть необходимо помнить о гармонии прошлого с настоящим, ибо город без прошлого, как человек без памяти, с ним не о чем говорить. А чтобы слобожанам не было скучно в своем городе, необходимо сохранять в нем исторические и архитектурные памятники, традиции и обряды, а также характерные названия, ибо это тоже памятники языка, связывающие нас с прошлым».
P.S. Старые и новые названия некоторых старинных слободских улиц
Большая Монастырская – Первомайская
Елоужская – К. Маркса
Зязевская – Свободы
Козульская – Коммунальная – П. Стучки
Малая Монастырская – Пролетарская
Миллионная — Заводская
Платуновская – Ф. Энгельса
Поповская – Ст. Халтурина
Предтеченская – Володарского — Екатерининская
Семиковская – Урицкого
Хлебная – Горького.

Анна Тихомирова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.