Матрос из сталинской эпохи

0
202
Матрос из сталинской эпохи

В нынешнее воскресенье страна вновь будет отмечать День Военно-Морского Флота. Россия – великая морская держава, а служба во флоте всегда была почетной и завидной. Много наших земляков в различных чинах и званиях отдали флотскому делу часть своей молодости и жизни. Есть среди наших моряков настоящие герои Отечества, адмиралы, офицеры, мичманы, рядовой состав в бескозырках. На разных флотах во все времена достойно служили слобожане, на различных кораблях и в частях Военно-Морского Флота. Всех их объединяет этот праздник. Накануне мы хотим рассказать о человеке, который на сегодня является старейшим ветераном флота, проживающим в Слободском.

А.А. Белорусцеву 92 года, но, встретив его на улицах города, вы не дадите ему столько лет. Крепкий, подтянутый дедушка, хоть и с палочкой, но уверенной походкой каждый день спешит куда-то по своим делам. Возможно, причиной тому – флотская выправка и закалка. Да и поколение, пережившее войну, всегда как-то выглядит сильнее нас, современных.
Он родился в деревне Березник Ярославского сельсовета Слободского района в далеком довоенном 1931 году в крестьянской семье. В доме шестеро детей, отец работал в колхозе, мать — дома по хозяйству. Как только началась Великая Отечественная война, отца сразу забрали на фронт. Толя запомнил проводы. Мужиков провожали от ДК им. Горького, далее на железнодорожную станцию через дорогу, оттуда в товарных вагонах они уезжали в Киров. Тут и закончилось Толино детство, впрочем, как у миллионов советских мальчишек и девчонок. Детвора заняла место своих отцов на трудовом фронте.
Анатолий Алексеевич вспоминает, как на быках они возили с полей колхозный урожай: картошку и снопы хлеба на молотильный ток. Быки в те времена были повсеместно основной гужевой тягой, а управляли ими ребятня да бабы. «Зимой заготовка дров. Голодно было. Работали на трудодни, — вспоминает ветеран, – но не роптали, работали. Все для фронта, все для Победы! У нас был дядя-инвалид без ноги, родной брат отца. Его в армию не призвали. Вот он и был у нас за старшего. Вместе с ним работали еще на пасеке. Вроде, и перчатки были, и сетка, а пчелки жалили нас больно. Зато мы с медом».
Едва повзрослевшего и окрепшего Анатолия колхозное руководство чуть погодя определило в молотобойцы, помощником кузнеца. В те времена жизнь колхоза без кузницы представить сложно. Кузница не только подковывала лошадей, но и чинила весь сельскохозяйственный инвентарь, а также телеги и сани. Словом, работы хватало.
«Лошадей подковывать — тонкая и опасная работа, — рассказывает А.А. Белорусцев. — Все нужно сделать так, чтобы гвоздь в тело лошади не попал, но при этом подкова должна держаться прочно. Я гвозди покупные не использовал, а выковывал сам. Поэтому мои лошадки, бывало, за зиму ни одной подковы не потеряют. Обслуживали мы не только свою деревню, а весь колхоз. Про меня тогда говорили, мол, молодой, да ранний». Однажды старший кузнец занемог, и молодой подмастерье внезапно для себя стал на весь колхоз единственным мастером.
Отец вернулся с войны не сразу после Победы, а лишь в конце 1945-го, зато целый и невредимый, в орденах и наградах. Вот радости было! Немногим семьям так повезло. Отец не очень много рассказывал про войну. Анатолий запомнил только, что сначала батя бил немцев, потом японцев, служил в пехоте связистом.
Так до самого призыва в армию парень и работал в колхозе. Образование — семи классов нет. Признается, что не всегда получалось ходить в школу, которая находилась в с. Закаринье в восьми километрах от дома. Когда узнал, что его призывают во флот, то очень обрадовался. Вся семья гордилась. Служить в армии было престижно и почетно, а уж попасть в моряки не каждому везло. Поскорее хотелось надеть форму, увидеть море. Но его оправку несколько раз почему-то откладывали. Дотянули аж до 7 июля. Пятеро слободских парней из военкомата, наконец-то, были отправлены к месту несения службы. Эшелон будущих моряков шел в Ленинград, по пути собирая призывников из Горького, Костромы, Ярославля, Вологды и других городов. Прибыли на Московский вокзал северной столицы. Далее строем по Невскому проспекту. Представляете удивление молодого парня, попавшего из вятской деревни да в Питер. На дворе был уже 1951 год, и Ленинград к тому времени более или менее оправился от фашистских бомбежек и разрушений. Матрос из сталинской эпохи
Наш ветеран вспоминает, что ленинградцы сразу показались ему сердобольными людьми. «Уж как-то жалостливо смотрели они на нас. Мы идем строем, а они глядят и приговаривают, небось, голодные, ребятки? — вспоминает Анатолий Алексеевич. – Те, кто из дальних деревень, в Ленинград аж в лаптях приехали. Идем строем по Невскому, прошли Поцелуев мост. Вот распахнулись ворота, и мы оказались на территории Первого балтийского экипажа. Так называлось наше флотское подразделение. Там нам выдали форму, четверо из Слободского оказалось. Нас сразу же стали привлекать на различные хозяйственные работы: погрузка, разгрузка, в котельную. Все ждали: скорее бы присяга, да на корабль».
Но судьба все пишет по своему плану. Вместо морской романтики приготовила она нашему деревенскому парню еще одну встречу со столицей. На сей раз с Москвой. В один из дней в часть приехал морской офицер и сообщил, что будет набирать из новобранцев лучших из лучших. Для каких целей, не сказывал. Только медкомиссия отбирала строго, и физподготовку проверяли. Ну, у наших с этим все в порядке. У Анатолия — косая сажень в плечах, гренадер, да и только.
Присягу принимали уже в Москве, торжественно, с оркестром. Бескозырка, автомат, военно-морской флаг гордо развевается над строем, знамя части доставлено из Ленинграда. Офицеры в красивой парадной форме с кортиками. Затем три месяца полевых лагерей: строевая, огневая, физическая подготовка.
Где будет проходить служба, узнали позже. Аккурат в 1951 году Военно-Морской Флот страны вновь возглавил легендарный адмирал Н.Г. Кузнецов как Военно-морской министр СССР. Видимо, для этих целей и формировалось специальное подразделение рядового состава, которое должно было обеспечивать функционирование и работу главного штаба.
По воспоминаниям А.А. Белорусцева, матросы несли службу по охране Министерства, обеспечивали контрольно-пропускной режим. В День Великой Октябрьской Социалистической революции 7 ноября по традиции на Красной площади проходил военный парад. Без моряков никак. Так наш земляк впервые увидел Сталина, что называется, лицом к лицу. По причине стати и высокого роста матроса Белорусцева определили первым в строю. Когда проходили у мавзолея, казалось, Иосиф Виссарионович лично машет рукой каждому. Расстояние минимальное. Анатолий Алексеевич успел даже разглядеть седину на его висках. В другой раз он лицом к лицу видел вождя на авиационном параде в Тушино. Здесь моряки тоже обеспечивали порядок и охрану.
По воспоминаниям ветерана, самым ответственным был пост у кабинета министра. Мартовским днем 1953 года А.А. Белорусцев, как обычно, заступил на этот пост. Караульные сутки уже неминуемо близились к своему окончанию, и казалось, вот-вот наступит утро. Но в два часа ночи по коридору раздались шаги адмирала Кузнецова. Низко опустив голову, задумчивый, он зашел в свой кабинет. Очевидно, что-то произошло. Неужели война – пронеслось в голове стоящего по стойке смирно матроса. Спустя какое-то время штаб загудел, как улей. По коридорам начали бегать офицеры, во все флота и на все корабли полетели донесения. Что-то произошло в стране. Уже после смены караула по радио объявили: умер И.В. Сталин.
Есть старый советский художественный историко-биографический фильм «Адмирал Ушаков» постановки Михаила Ромма с актером Иваном Переверзевым в главной роли. В фильме снималась целая плеяда известных советских актеров. В массовых сценах были задействованы военнослужащие московского гарнизона. В батальных сценах роли матросов ушаковской эпохи было доверено играть советским морякам. Костюмы, грим — мелочей на съемках не было. Анатолий Алексеевич уверяет, что без труда узнает и покажет себя в кадрах киноленты. На съемках действующие матросы познакомились и подружились с актером Михаилом Пуговкиным, который, к слову, в фильме играет матроса Пирожкова. Была это случайная встреча, или опытный актер специально пытался проникнуть в матросскую среду, теперь не ясно.
Тепло и с радушием Анатолий Алексеевич отзывается о легендарном адмирале Н.Г. Кузнецове. Судьба свела их довольно близко. Начальник охраны министра отобрал пять моряков для несения службы на государственной даче адмирала. Задачи те же: охрана и обеспечение контрольно-пропускного режима. Службу несли с оружием, жили в специальном домике, оборудованном под караульное помещение. «Николай Герасимович был очень внимательным, выдержанным и спокойным человеком, — рассказывает А.А. Белорусцев. – Никогда не разговаривал с матросами свысока или неуважительно. Помню, в День Военно-Морского Флота ближе к вечеру, когда он уже вернулся на дачу, зашел к нам в кубрик, поздравил. Тут же принесли адмиральское угощение. Мы поздравили друг друга с праздником, подняли с адмиралом по символическому бокалу. Вот такой внимательный к людям был человек. На даче часто бывали высокие гости, но нам было строго-настрого запрещено об этом рассказывать. К нам часто приезжали разные военачальники и известные люди».
В итоге А.А Белорусцев прослужил во флоте пять лет. С удовольствием и немного с восторгом вспоминает годы службы и сослуживцев. Удивительно точно помнит все даты и имена людей. Кто-то скажет, что за моряк, если на море не был. Ответим, что место службы не выбирают, как говорится: куда Родина пошлет. Не выбирал Анатолий Алексеевич и место службы в кузнице и на колхозном поле, будучи ребенком. Он — труженик тыла и на этом основании по праву носит звание ветерана Великой Отечественной войны. А в этом удостоверении у него лежит маленькая фотография, на которой он, молодой двадцатилетний парень в тельняшке и бескозырке с надписью на ленточке «Военно-Морской Флот», гордо смотрит на нас, современных.
Он прожил достойную жизнь. После службы не остался в Москве, вернулся на малую родину и обосновался в Слободском. Трудовой путь продолжил на мебельной фабрике. С гордостью рассказывает, как стоял у истоков современного предприятия, отсюда и вышел на пенсию. С теплотой вспоминает своего руководителя, директора предприятия Е.Н. Ярославцева, который тоже служил на флоте. Соседи рассказали, что до недавнего времени Анатолий Алексеевич держал сад. Лишь недавно завязал с огородничеством. В воскресенье утром он, по многолетней традиции, планирует отправиться к Вечному огню почтить память земляков, встретиться с теми слобожанами, кто тоже служил на флоте. Признался, что с гордостью смотрит трансляцию главного Военно-Морского парада по телевидению.
Илья Шубин.

[adsp-pro-3]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.