Закалка заводского успеха

0
93
Закалка заводского успеха

Слободской машиностроительный завод – одно из крупных промышленных предприятий, успешно работающих в нашем старинном городе. Сегодня можно смело и без преувеличения сказать, что оно обеспечивает продовольственную безопасность страны. Слободские сельхозмашины знают во всех регионах России, а продукция завода официально федеральными властями признана лучшей. Сегодня для города машиностроительный завод — это полтысячи рабочих мест, налоги во все уровни бюджетов, большая благотворительная деятельность по благоустройству Слободского и сохранению его богатого культурного наследия.

Но всего этого, возможно, могло и не быть, если бы в трехсотлетней истории предприятия не произошло событие, которое коренным образом определило его большую современную перспективу. В начале 1964 года небольшое производство местного значения было передано в систему областного объединения «Сельхозтехника» и преобразовано в Слободской ремонтно-механический завод. Работающим здесь слобожанам предстояло совершить настоящий трудовой подвиг: коренным образом перестроить производство, освоить выпуск машин и агрегатов, необходимых стране. Проще говоря, почти на пустом месте в кратчайшие сроки нужно было построить современное машиностроительное предприятие и параллельно вести выпуск продукции.
Советская экономика всегда отличалась ударными темпами, сверхсложными задачами, большими плановыми показателями, но и неминуемо победами и успехами. Но, как известно, они не приходят и не случаются сами по себе. За каждым трудовым подвигом — руки рабочего человека, самоотверженная и напряженная работа большого количества людей, умелое и грамотное руководство коллективом.
Директором нового предприятия был назначен Н.И. Забарный. До прихода на завод Николай Иванович прошел большие производственные университеты. Назначение на завод опытного руководителя, да еще и авиационного инженера вселяло большие надежды на дальнейшее развитие предприятия. Так и вышло – под руководством Николая Ивановича завод работал и развивался на протяжении 48 лет. Своими успехами, современным масштабом слободские машиностроители во многом обязаны этому человеку. Здесь умеют хранить историю. У проходной установлен бюст основателю Слободского машиностроительного завода.
Предприятие идет в ногу со временем. Современный коллектив достаточно молод, поскольку нынешние машиностроители трудятся на станках и обрабатывающих центрах 21 века, используя в производстве самые прогрессивные технологии обработки металлов. Но в строю еще и те, кто помнит годы напряженного ударного труда, освоения новой техники и рождения заводских корпусов. Вся трудовая жизнь В.Н. Шихова связана с заводом, который стал ему, без преувеличения и речевых штампов, родным. В сентябре 1966 года, окончив восьмилетку, 17-летним парнем пришел он на завод. Учился хорошо, но у него было неудержимое желание трудиться и зарабатывать. Викентий Николаевич вспоминает, что родители не противились такому желанию сына. Семья многодетная, жила неподалеку, и отец благословил старшего пойти устраиваться на завод.
Директор Н.И. Забарный лично принял Викентия, выслушал и определил учеником автослесаря с окладом в 90 рублей. Через три месяца юноша сдал на разряд и стал полноценным автослесарем по ремонту передних и задних мостов. Автомобиль ГАЗ-69 (в простонародье «козлик») был в то время для руководителей колхозов и совхозов единственным средством надежного передвижения, с помощью которого можно было добраться до колхозных центров и отдаленных деревень. Эти машины были очень нужны, а их ремонтом и восстановлением в Кировской области никто не занимался. Эта работа была поручена Слободскому ремонтно-механическому заводу.
«Проходная была деревянная, а автомобилей в ту пору на заводе не было, — вспоминает В.Н. Шихов. – Продукцию по территории предприятия на телеге перемещала лошадь Маша. Это уже позднее один за другим на моих глазах начали расти современные корпуса штамповочного, механо-сборочного цехов, другие производственные здания, столовая и заводоуправление. Параллельно со стройкой шло освоение и выпуск новой продукции». Закалка заводского успеха
В конце шестидесятых колхозы страны испытывали дефицит тракторных прицепов для перевозки кормов, силоса, удобрений, торфа. Правительство поставило перед заводами «Россельхозтехники» задачу — при кооперации с предприятиями других министерств организовать освоение и быстрый выпуск прицепов и в ближайшие год-два довести их выпуск до 100 тысяч штук в год. Такое поручение получили семь наиболее подготовленных предприятий системы «Россельхозтехника», в том числе и Слободской ремонтно-механический завод.
В.Н. Шихов был в числе первых, кому выпало освоение и внедрение в производство этой техники. К этому времени он уже успел отслужить в рядах Советской армии и, не раздумывая, вернулся на завод в механо-сборочный цех. Прицепов производили по 47 штук в день. Благодаря самоотверженному труду коллектива, в результате завод сумел довести показатель производства прицепов до 10 000 штук в год.
Еще одна легендарная слободская машина, которую знают и любят во многих хозяйствах страны, тоже родилась на свет не без участия и золотых рук Викентия Николаевича. В 70-е годы коллективу ремонтно-механического завода поручается подготовить к серийному выпуску кормодробилки КДУ-2. Закалка заводского успеха Для этого необходимо было освоить около 300 наименований деталей холодной штамповки, 200 деталей механической обработки, 50 наименований деталей стального и чугунного литья, 40 наименований сварных узлов. Для освоения такой огромной номенклатуры комплектующих необходимо было спроектировать и изготовить сотни штампов, приспособлений, огромное количество модельной оснастки и сборочных приспособлений. А также пополнить станочный парк токарными, фрезерными, зубообрабатывающими станками, дополнительно приобрести и установить кузнечно-прессовое и сварочное оборудование. В итоге машина получилась добротной и качественной. Селянам очень полюбилась наша кормодробилка — простая и надежная. Говорят, на некоторых фермах ее можно встретить до сих пор. Неубиваемый агрегат. Их на заводе производили по 300 штук в месяц.
Когда шло внедрение КДУ-2, В.Н. Шихов работал слесарем, затем был переведен в сборщики. Потом назначен бригадиром и мастером. Пришлось получать образование. Заочно закончил Кировский сельскохозяйственный техникум. На наш вопрос: легче работать с металлом или с людьми? — откровенно ответил: «С металлом, конечно. Когда работаешь руками, сам себе хозяин, сделал на совесть свою работу, и голова не болит. А когда за тобой коллектив подчиненных, думать нужно за каждого и все предусмотреть».
В 1991 году В.Н. Шихов был назначен начальником производства всего завода. Под его началом состояли все цеха и люди, которые обеспечивали выпуск продукции. Вспоминает, что работали в две смены. В добровольном порядке, но за двойной оклад люди трудились в цехах и по субботам. Планы доводились до предприятия колоссальные и, казалось, невыполнимые.
«Приду к директору с докладом, что никак не успеваем выпустить продукцию в намеченных объемах за оставшиеся три дня. Николай Иванович посмотрит строго и скажет, мол, трое суток — это 72 часа. Сходи, подумай, все рассчитай и доложи снова. Уйдешь, обмозгуешь, засучишь рукава, настроишь людей и выдаешь план в срок. Н.И. Забарный был выдающимся руководителем, который умел найти подход к каждому человеку», — вспоминает В.Н. Шихов.
В одной газетной публикации не перечислить всего перечня сельскохозяйственной техники, которая ремонтировалась, а в большинстве своем, внедрялась и производилась на Слободском ремонтно-механическом заводе в советские годы. Каких только заданий не давала Родина слободским машиностроителям, и все они были выполнены в срок и с должным качеством. Наблюдательные слобожане постарше, наверняка, помнят времена, когда по железной дороге в Слободской и обратно шли эшелоны тракторов «Кировец», как вагонами разъезжались по стране топочные агрегаты для зернохранилищ, внешне похожие на ракеты.
Знаменитые трактора К-700 ленинградского Кировского завода тоже ремонтировали в Слободском. В 1979 году завод получил задание по освоению ремонта коробок передач и ведущих мостов с одновременной подготовкой к проведению капитального и текущего ремонта машин. В течение 1979–1980 годов ремонт агрегатов был освоен, и в 1981 году завод успешно справился с заданием. Далее был освоен выпуск навесного оборудования, которое полностью производилось и монтировалось на ленинградские машины в Слободском. Закалка заводского успеха
В соответствии с Постановлением Госкомсельхозтехники СССР о производстве комплекса машин для переработки и сушки льна в 1980 году Слободскому РМЗ поручено освоить серийное производство топочных агрегатов ТАУ-0,75. «Директор собрал нас всех и зачитал приказ. Над производством этого агрегата работало несколько предприятий в Кировской области — заводы в Яранске, Котельниче, Зуевке. Они производили отдельные части и элементы. Мы были головным предприятием, где, в том числе, осуществлялась конечная сборка изделия. Работали напряженно, выпускали по 50 штук в месяц. Эта машина выпускалась только в Слободском и была очень востребована не только на селе, но и в других отраслях народного хозяйства», — рассказывает Викентий Николаевич.
С заводом связана не только трудовая биография нашего героя, но и личная жизнь. Здесь много лет назад он встретил свою будущую супругу Людмилу Кирилловну, которая с 18 лет трудится с ним бок о бок в одном коллективе. Их сын Александр долгое время работал здесь же инженером инструментального участка. Получив экономическое образование, пришла работать на завод и дочь Екатерина. Такая вот крепкая трудовая династия.
Здесь, на заводе, видимо, со времен колоколитейщиков Бакулевых какая-то особая атмосфера любви и преданности выбранному делу. Здесь умеют трудиться и решать самые сложные задачи, порой, не жалея себя. Отработав 14 лет на не самой простой должности начальника производства, Викентий Николаевич в 2005 году на год вынужден был оставить работу. Подвело здоровье. Поправившись, вновь вернулся в родной коллектив, где до сего дня трудится начальником отдела экономической безопасности. По словам руководства завода, компетентнее и опытнее человека на эту должность в большом коллективе не сыскать. На предприятие завозится огромный перечень необходимых для производства материалов и комплектующих, ежедневно в различные регионы РФ отгружается готовая продукция бесчисленной номенклатуры, и все это под неусыпным контролем В.Н. Шихова. Согласитесь, справиться с такой работой может только руководитель, который с самых азов постигал все этапы машиностроительного производства и посвятил выбранной профессии всю свою жизнь, знает все о производственной жизни предприятия, каждый уголок завода.
Сегодня Слободской машиностроительный завод – современное конкурентоспособное и очень нужное для страны промышленное предприятие, которое с оптимизмом смотрит в завтрашний день. Этот успех не пришел сам по себе. Здесь в заводских цехах он ковался руками нескольких поколений настоящих мастеров своего дела, трудовых династий, людей творческих, самоотверженных и очень целеустремленных.

Евгений Рычков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.